Мы в соц сетях:
Группа Вконтакте |
Контакты:
Адрес: Красноярск, Ярыгинская набережная, 25Б
Телефоны: +73912857981
Расписание:
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
О нас:
Семейная академия "Орешки" приглашает вступить в наше сообщество, где будет представлена информация о наших событиях (занятиях, мастер-классах, развлечениях, современных инновационных разработках педагогики, психологии и логопедии)
Из нашей жизни:
Дата: 8 Июля
Развитие речи с Андреем Шевченко.
10 РЕКОМЕНДАЦИЙ ОТ ГЛЕНА ДОМАНА
для физического развития ребенка от рождения и до 7 лет.
1. Когда начинать?
Начинать как можно раньше, буквально с первых минут жизни. Но если вы пропустили это время – ничего страшного, можно подключаться в любом возрасте до 6,5-7 лет.
2. Все свои действия соотносите с главным правилом системы Домана: создавайте идеальную среду для детской подвижности (в любом возрасте).
Ребенок должен как можно чаще и дольше лежать на животе с первых минут жизни.
«Пеленать ребенка – преступление», – считает Доман, ведь в пеленках он не может двигать своим телом. Поэтому на ребенке должно быть минимум одежды, которая не будет стеснять движение рук и ног.
3. Ползание
Начинать ползать нужно фактически с первых дней жизни – и это считается главным упражнением для новорожденных. Для этого малыши и родители устраиваются на полу, причем не накрытом ковром. Пол должен быть ровным, чистым и безопасным. Опускать ребенка на пол надо не менее десяти раз в день, всячески поощряя его двигаться. Очень удобен специальный трек для ползания. Один край трека приподнимается, и малыш, оказавшись в таком треке, ползет как бы под горку.
Как только ребенок научится ползать, не ограничивайте пространство для его движения. Напротив, расширяйте его, расставляйте привлекательные предметы на большом расстоянии друг от друга, чтобы поощрять малыша самостоятельно добраться до них.
4. Ходьба
Как и при обучении ползанию, при обучении ходьбе следует создать для ребенка максимально открытое пространство. Манежи, коляски, ходунки и прочие приспособления, ограничивающие свободу движений малыша, лучше исключить. Доман не рекомендует держать за руку детей, которые учатся ходить, – так задерживается формирование чувства равновесия. Можно поставить в комнате невысокую устойчивую мебель, на которую малыш сможет опираться. Доман советует делать первые шаги босиком. Когда ходьба освоена, устраивайте ребенку ходьбу с препятствиями: пусть он самостоятельно поднимается на бордюры, перебирается через канавки. Обязательно 15 минут в день ходите с малышом вверх и вниз по лестнице.
5. Бег
Как только малыш научится уверенно ходить, он начинает бегать. Рекомендуется устраивать совместные пробежки взрослых с ребенком.
Первоначально следует бегать немного, но часто, затем удлиняя время бега и
дистанцию. Бегать следует всегда в одном и том же месте (например,
соседнем парке), поскольку внимание ребенка отвлекается на окружающие его предметы. В этом нет ничего страшного: «рваный» бег тоже полезен. Но когда маршрут станет ребенку привычен, он будет меньше отвлекаться по сторонам. Очень удобно бегать во время прогулок: вы идете с ребенком пешком, иногда предлагая ему пробежаться.
6. Захваты и висы
Это упражнение меняется по мере взросления ребенка.
На первом этапе, когда ему еще не исполнился месяц, всячески закрепляйте
хватательный рефлекс ребенка: вкладывайте ему в ладошки большие пальцы своих рук, чтобы он мог как следует ухватиться. Повторяйте это не менее десяти раз в день. Когда ребенок чуть-чуть подрастет, найдите гладкий деревянный штырь длиной около 45 см.
Также десять раз в день вкладывайте этот штырь в ладони ребенка, позвольте ему ухватиться, а затем приподнимайте палку на несколько сантиметров.
Постепенно приподнимайте палку с ребенком все выше и выше, приучая тело малыша удерживать часть собственного веса (нижняя часть его тела лежит на поверхности). Затем переходите к полному висячему положению. Сначала потренируйтесь в кроватке: дайте малышу ухватиться за большие пальцы ваших рук и полностью поднимите его, пусть он пару секунд повисит в воздухе. Когда вы убедитесь, что ребенок может несколько секунд висеть, не разжимая рук, соорудите ему небольшой турник в проеме двери (на высоте, равной росту ребенка плюс 5 см), на пол положите небольшой матрац. Приложите руки ребенка к турнику и дайте ему немного повисеть, поддерживая его за бедра. Постепенно время виса доводите до 10 секунд.
7. Горизонтальная лестница
Установите горизонтальную лестницу, причем учтите, что она должна
выдерживать вес взрослого – ребенок захочет ползать по ней лишь тогда, когда увидит пример родителей. Переставляйте руки и ноги ребенка, подражая перемещению по горизонтальной лестнице (для этого на первых занятиях потребуется присутствие двоих взрослых), занимайтесь этим не менее десяти раз в день по 20-30 секунд. Постепенно приучайте ребенка передвигаться с помощью обеих рук и сложным перехватом. В идеале
он должен иметь возможность заниматься на этой лесенке без участия взрослых, поэтому закрепите ее на 5 см выше роста ребенка.
8. Раскачивания
Практикуйте всевозможные раскачивания ребенка у вас на руках. Носите его по кругу, совершая плавные движения вверх-вниз. Лягте на спину, поднимите ребенка над собой и плавно покачивайте в разные стороны. Покачайтесь вместе в кресле-качалке. Встав на колени, возьмите малыша вертикально и осторожно опустите в горизонтальное положение, поддерживая его за голову. Просто попрыгайте и потанцуйте с ребенком. Положите ребенка на большую подушку или простынку; осторожно поднимите ее за один край так, чтобы ребенок скатился на противоположную сторону, затем приподнимите другой конец.
Когда ребенок немного подрастет и привыкнет к различным раскачиваниям, устраивайте ему «карусели» на руках у родителей. Положите малыша животом себе на плечо и повертитесь в одном и в другом направлении, повторите то же самое, положив его боком к себе на плечо. Раскачивайте ребенка, держа его за руки и за ноги (для этого могут потребоваться два взрослых). Покрутите ребенка в разные стороны, держа его одной рукой за левое запястье, а другой за левую лодыжку, затем – за правое запястье и правую лодыжку. Подбрасывайте малыша, повернув его лицом к себе. Покачивайте, держа только за ноги.
9. Кувырки и перекаты
Все предлагаемые действия сначала сделайте сами на глазах у малыша, а потом помогите ему самостоятельно освоить аналогичное движение. Покажите ребенку, как можно перекатываться по ровной поверхности через бок в разные стороны. Научите его кувыркаться: стоя на четвереньках, он уже может сам упираться руками и головой в пол. Вам придется лишь немного подтолкнуть малыша и убедиться, что при кувырке подбородок упирается ему в грудь.
10. Хождение по бревну
Первая стадия этого упражнения – хождение по начерченной на полу полоске (шириной 10 см, длиной 20 см). Затем сделайте тряпичного «удава»: туго набейте «колбаску» из прочной ткани ватой или старыми тряпками, зашейте ее и предложите малышу походить по нему. Когда он освоит хождение по «удаву», возьмите деревянное бревно размером 5×10 см и длиной 2,5 м. Положите его на пол стороной 10 см и попросите ребенка походить по нему. Не поддерживайте ребенка за руку, но будьте начеку, чтобы подхватить его в случае опасности. Когда хождение по бревну станет привычным, научите его ходить спиной вперед и увеличьте высоту над полом.
Дополнительные упражнения
Всячески поощряйте двигательную активность ребенка и практикуйте самые разнообразные упражнения:
• преодоление препятствий, карабканье на различные объекты;
• лазание по канату и деревьям;
• прыжки через препятствие (в длину и в высоту), спрыгивания вниз, прыжки на одной ноге, через скакалку, перепрыгивание с камня на камень;
• подъем по различным лестницам (веревочным, металлическим, деревянным, винтовым);
• качание на качелях;
• приседания, перемещение на корточках;
• упражнения на батуте;
• различные гимнастические упражнения и наклоны.
для физического развития ребенка от рождения и до 7 лет.
1. Когда начинать?
Начинать как можно раньше, буквально с первых минут жизни. Но если вы пропустили это время – ничего страшного, можно подключаться в любом возрасте до 6,5-7 лет.
2. Все свои действия соотносите с главным правилом системы Домана: создавайте идеальную среду для детской подвижности (в любом возрасте).
Ребенок должен как можно чаще и дольше лежать на животе с первых минут жизни.
«Пеленать ребенка – преступление», – считает Доман, ведь в пеленках он не может двигать своим телом. Поэтому на ребенке должно быть минимум одежды, которая не будет стеснять движение рук и ног.
3. Ползание
Начинать ползать нужно фактически с первых дней жизни – и это считается главным упражнением для новорожденных. Для этого малыши и родители устраиваются на полу, причем не накрытом ковром. Пол должен быть ровным, чистым и безопасным. Опускать ребенка на пол надо не менее десяти раз в день, всячески поощряя его двигаться. Очень удобен специальный трек для ползания. Один край трека приподнимается, и малыш, оказавшись в таком треке, ползет как бы под горку.
Как только ребенок научится ползать, не ограничивайте пространство для его движения. Напротив, расширяйте его, расставляйте привлекательные предметы на большом расстоянии друг от друга, чтобы поощрять малыша самостоятельно добраться до них.
4. Ходьба
Как и при обучении ползанию, при обучении ходьбе следует создать для ребенка максимально открытое пространство. Манежи, коляски, ходунки и прочие приспособления, ограничивающие свободу движений малыша, лучше исключить. Доман не рекомендует держать за руку детей, которые учатся ходить, – так задерживается формирование чувства равновесия. Можно поставить в комнате невысокую устойчивую мебель, на которую малыш сможет опираться. Доман советует делать первые шаги босиком. Когда ходьба освоена, устраивайте ребенку ходьбу с препятствиями: пусть он самостоятельно поднимается на бордюры, перебирается через канавки. Обязательно 15 минут в день ходите с малышом вверх и вниз по лестнице.
5. Бег
Как только малыш научится уверенно ходить, он начинает бегать. Рекомендуется устраивать совместные пробежки взрослых с ребенком.
Первоначально следует бегать немного, но часто, затем удлиняя время бега и
дистанцию. Бегать следует всегда в одном и том же месте (например,
соседнем парке), поскольку внимание ребенка отвлекается на окружающие его предметы. В этом нет ничего страшного: «рваный» бег тоже полезен. Но когда маршрут станет ребенку привычен, он будет меньше отвлекаться по сторонам. Очень удобно бегать во время прогулок: вы идете с ребенком пешком, иногда предлагая ему пробежаться.
6. Захваты и висы
Это упражнение меняется по мере взросления ребенка.
На первом этапе, когда ему еще не исполнился месяц, всячески закрепляйте
хватательный рефлекс ребенка: вкладывайте ему в ладошки большие пальцы своих рук, чтобы он мог как следует ухватиться. Повторяйте это не менее десяти раз в день. Когда ребенок чуть-чуть подрастет, найдите гладкий деревянный штырь длиной около 45 см.
Также десять раз в день вкладывайте этот штырь в ладони ребенка, позвольте ему ухватиться, а затем приподнимайте палку на несколько сантиметров.
Постепенно приподнимайте палку с ребенком все выше и выше, приучая тело малыша удерживать часть собственного веса (нижняя часть его тела лежит на поверхности). Затем переходите к полному висячему положению. Сначала потренируйтесь в кроватке: дайте малышу ухватиться за большие пальцы ваших рук и полностью поднимите его, пусть он пару секунд повисит в воздухе. Когда вы убедитесь, что ребенок может несколько секунд висеть, не разжимая рук, соорудите ему небольшой турник в проеме двери (на высоте, равной росту ребенка плюс 5 см), на пол положите небольшой матрац. Приложите руки ребенка к турнику и дайте ему немного повисеть, поддерживая его за бедра. Постепенно время виса доводите до 10 секунд.
7. Горизонтальная лестница
Установите горизонтальную лестницу, причем учтите, что она должна
выдерживать вес взрослого – ребенок захочет ползать по ней лишь тогда, когда увидит пример родителей. Переставляйте руки и ноги ребенка, подражая перемещению по горизонтальной лестнице (для этого на первых занятиях потребуется присутствие двоих взрослых), занимайтесь этим не менее десяти раз в день по 20-30 секунд. Постепенно приучайте ребенка передвигаться с помощью обеих рук и сложным перехватом. В идеале
он должен иметь возможность заниматься на этой лесенке без участия взрослых, поэтому закрепите ее на 5 см выше роста ребенка.
8. Раскачивания
Практикуйте всевозможные раскачивания ребенка у вас на руках. Носите его по кругу, совершая плавные движения вверх-вниз. Лягте на спину, поднимите ребенка над собой и плавно покачивайте в разные стороны. Покачайтесь вместе в кресле-качалке. Встав на колени, возьмите малыша вертикально и осторожно опустите в горизонтальное положение, поддерживая его за голову. Просто попрыгайте и потанцуйте с ребенком. Положите ребенка на большую подушку или простынку; осторожно поднимите ее за один край так, чтобы ребенок скатился на противоположную сторону, затем приподнимите другой конец.
Когда ребенок немного подрастет и привыкнет к различным раскачиваниям, устраивайте ему «карусели» на руках у родителей. Положите малыша животом себе на плечо и повертитесь в одном и в другом направлении, повторите то же самое, положив его боком к себе на плечо. Раскачивайте ребенка, держа его за руки и за ноги (для этого могут потребоваться два взрослых). Покрутите ребенка в разные стороны, держа его одной рукой за левое запястье, а другой за левую лодыжку, затем – за правое запястье и правую лодыжку. Подбрасывайте малыша, повернув его лицом к себе. Покачивайте, держа только за ноги.
9. Кувырки и перекаты
Все предлагаемые действия сначала сделайте сами на глазах у малыша, а потом помогите ему самостоятельно освоить аналогичное движение. Покажите ребенку, как можно перекатываться по ровной поверхности через бок в разные стороны. Научите его кувыркаться: стоя на четвереньках, он уже может сам упираться руками и головой в пол. Вам придется лишь немного подтолкнуть малыша и убедиться, что при кувырке подбородок упирается ему в грудь.
10. Хождение по бревну
Первая стадия этого упражнения – хождение по начерченной на полу полоске (шириной 10 см, длиной 20 см). Затем сделайте тряпичного «удава»: туго набейте «колбаску» из прочной ткани ватой или старыми тряпками, зашейте ее и предложите малышу походить по нему. Когда он освоит хождение по «удаву», возьмите деревянное бревно размером 5×10 см и длиной 2,5 м. Положите его на пол стороной 10 см и попросите ребенка походить по нему. Не поддерживайте ребенка за руку, но будьте начеку, чтобы подхватить его в случае опасности. Когда хождение по бревну станет привычным, научите его ходить спиной вперед и увеличьте высоту над полом.
Дополнительные упражнения
Всячески поощряйте двигательную активность ребенка и практикуйте самые разнообразные упражнения:
• преодоление препятствий, карабканье на различные объекты;
• лазание по канату и деревьям;
• прыжки через препятствие (в длину и в высоту), спрыгивания вниз, прыжки на одной ноге, через скакалку, перепрыгивание с камня на камень;
• подъем по различным лестницам (веревочным, металлическим, деревянным, винтовым);
• качание на качелях;
• приседания, перемещение на корточках;
• упражнения на батуте;
• различные гимнастические упражнения и наклоны.
Дата: 1 Июля
Пятница была очень жаркой и мы спасли пингвинов. Рассадили их по льдинам и отправили к маме в Антарктику. Поиграли с цветными льдинками и узнали куда пропадает лед. В жаркий день детям нравятся игры со льдом. Можно взять небольшую льдинку и быстро прикасаться к частям тела ребенка. Пусть угадает где холодно. Такие игры очень хорошо стимулируют речь.
Дата: 17 Июня
Юлия Орлова
ДИАГНОЗЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Буду краток (це).
Витиевато и заковыристо вам и в ВУЗе расскажут. И в учебник пошлют. И надменным глубокоуничижительным взглядом наградят. Вы ведь для того и на лекции приходите, чтобы учебник читать. Или слушать тот же учебник, но в устной интерпретации.
Я не буду тут писать о тех каракулях, которые в заключениях ПМПК и в карте из поликлиники. Там сломит голову любой парнокопытный из преисподней. И к тому же формулировки меняются, как кавалеры ветреной мадемуазелле. Это бюрократия. А я о деле.
Я напишу основное Суть.
Итак, в первую очередь, есть два различных угла зрения на людей с речевыми проблемами (официально они называются логопаты, но меня воротит от этого слова, поэтому – логопята). Если на логопёнка смотрит врач (невролог) – то смотреть туды (1), а если педагог (логопед) – то сюды (2). Но знать надо и там, и сям для общего и частного развития.
(1) Медицинская классификация. Здесь логопятовы проблемы называются медицинским опять же словом «диагноз». И отражают они причину, по которой возникли, а также вообще то, что из себя представляют, в чём проявляются. В мозге ли порылась собака или же в нервах, снабжающих мышцы рта; прикус ли у ребёнка неправильный либо вовсе расщелина присутствует нёбная и губная. Иными словами – если нарушенная анатомия (то есть строение той части организма, которая нужна для речи) и физиология (работа той самой анатомии), привели к речевым проблемам – то получайте на выходе диагноз.
А конкретнее:
Нарушения устной речи (той, которая ртом и вслух):
Дислалия – с нервами порядок, проблема локализуется чисто во рту.
Дизартрия – причина в нервах, которые около рта или глубже к мозгу. Страшное слово «иннервация» загуглите, оно не сложное, будете манипулировать при удобном случае). У логопёнка как результат – нарушения тонуса и беда с движениями (минимум - рта, максимум - всего тела). Моторика страдает то бишь. Артикуляционная, мелкая и/или общая.
Алалия – проблема в мозге, но проявляется не в движениях, а в невозможности соединить все компоненты речи (смысловой, моторный, слуховой, ритмический) воедино и как следствие - отсутствие речи или грубые её нарушения.
Афазия – примерно та же алалия, но приобретенная позже. Но главное – опять же пострадал мозг (вследствие инсульта, черепно-мозговых травм и пр.).
Заикание – нарушение темпа и ритма речи, а именно запинки, спазмы в момент речи. Плюс страх и опять запинки. Локализация – снова мозг.
Ринолалия – «рино» – значит, нос. Лишний или недостаточный воздух в носовую полость во время речи (по различным причинам, будь то расщелина, искривленная перегородка либо аденоиды).
Брадилалия и тахилалия – неконтролируемо очень быстрый или очень медленный темп речи.
Нарушения письменной речи (той, которая буквами).
Дислексия – не могу как следует читать.
Дисграфия – не могу как следует писать.
Дизорфография – писать-то могу, но все почему-то хотят меня убить «слАвОрём».
В большей или меньшей степени выраженности.
(2) Педагогическая классификация. Тут причина, по которой возникла необходимость разделить логопят на какие-то группы – собственно, в том, чтобы в садики и школы в соответствии с этими группами направить и разные методы работы к этим группам применить. То есть отталкиваемся от педагога, что именно ему нужно делать и над чем работать с данным конкретным лицом или группой лиц. И вместо диагноза уже – не совсем медицинское слово «заключение».
ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – страдает ТОЛЬКО звукопроизношение.
ОНР (разных уровней) – помимо звуковки, нарушены и остальные компоненты речи (лексика, грамматика, связная речь). Очень или не очень. Начиная с отсутствия речи вообще и заканчивая периодическими ошибками в окончаниях или путаницами в предлогах.
Это основное и самое важное, что нужно понять. Запутанная терминология в заключениях – это от лукавого, я даже не хочу туда соваться. Я честно не понимаю, почему эти формулировки ПМПК отличаются от диагнозов. Почему их не устроит написать просто «дислалия». Им многобукаф подавай и чтоб никто не понял.
В госучреждениях так, и я туда больше ни ногой. Из-за этой самой бюрократии в том числе. Коронованные и канонизировавшие сами себя логопеды-на-диване могут открыть огонь тапками за неправильно сформулированное заключение. Поэтому, дорогие будущие или начинающие логопеды, приготовьтесь к обороне и в случае работы в детском саду с этими самыми формулировками – ищите добрых коллег (они существуют!), которые дадут вам список, что устроих тех, кто будет эти заключения читать. Проверяющие на детей смотреть не будут, они будут читать буквы.
В частной же практике не нужны заключения, там нужен результат, а именно нормально говорящий ребёнок/взрослый. В частной практике я ни одной речевой карты не заполнила. Потому что это НИКОМУ не надо.
Если вы с бумагами не работаете и заключения не пишете – то и не заморачивайтесь, вышенаписанного достаточно, чтобы в целом понимать, что к чему. И чем дизартрик принципиально отличается от дислалика. И если вы работаете частно – то смело можете предлагать компресс из скотча на оральную зону тем дамам, которые будут поливать вас фекалиями за то, что вы не умеете формулировать заключение в соответствии с требованиями комиссии.
Незнание ФОРМУЛИРОВОК для ПМПК не делает вас плохим логопедом. Вот НЕПОНИМАНИЕ диагноза – да. Поэтому – понимайте. Вам с этим логопёнком работать. Диагноз – это не просто абстрактное слово, от него вы отталкиваетесь, выбирая путь, направление работы. Это конкретный маленький человек и ваши будущие действия с ним.
Ну и чтобы было совсем понятно...
Алалия.
Если в 3-4 года
Ваш малыш не говорит,
Изъясняется мычаньем,
"Мама", "папа", "ам", "ка-ка".
Вот и весь запас словарный,
Ну плюс-минус пару слов.
Да и то с натяжкой можно
Назвать словом те слова.
"Ж-ж-ж" - "машина", "му" - "корова",
"У-у-у" плюс жесты - "самолет".
И при этом слух в порядке,
С интеллектом нет проблем,
Тонус в норме, зубы тоже,
И движенья все "на 5".
Значит он у вас алалик,
Все серьезно у него.
Точно скажет лишь невролог,
Психиатр и логопед.
А ребенок все же позже,
Может, сам заговорит,
Но все слоги вперемешку,
Падежи - вообще кошмар!
"Серый мышка", "мама ехал",
"Я вчера пойду кино" -
Эти все аграмматизмы
Вам придется исправлять.
Потому тянуть не надо,
Все само не "рассосется",
И бороться с алалией
Надо, время не тянуть.
Дислалия.
Чо такое дислалия?
Если мальчику 6 лет,
И отдельных звуков речи
Не хватает у него
Из-за прикуса, уздечки
Или просто от незнанья,
Как и где для звука надо
Языком пошевелить.
"Коска", "лыба", "гггуль", "масына",
"Тутууза" и "вапата" -
Вот такие слов примеры;
В целом - чисто, "каши" нет.
Неврология в порядке,
Нет для паники причины.
Вам лишь надо, чтоб исправить,
Показать и объяснить.
Но затягивать не стоит,
Лучше научить до школы,
Чтоб потом не шепелявил
И картавым не ходил.
Дизартрия
Если говорит ребенок
"Тарабарским" языком,
Речь нечеткая, как "каша",
Непонятно ничего;
Слоги перепутал в слове,
Окончанья проглотил,
Не совсем, как надо, слышит
Звуки речи, что вокруг;
И простых артикуляций
Он не может повторить;
Гипертонус или вялый,
Непослушный язычок.
В неврологии причина,
Или попросту движеньях,
Над которыми работать
Надо пристальнее вам.
А диагноз дизартрия
Должен доктор написать.
Буду краток (це).
Витиевато и заковыристо вам и в ВУЗе расскажут. И в учебник пошлют. И надменным глубокоуничижительным взглядом наградят. Вы ведь для того и на лекции приходите, чтобы учебник читать. Или слушать тот же учебник, но в устной интерпретации.
Я не буду тут писать о тех каракулях, которые в заключениях ПМПК и в карте из поликлиники. Там сломит голову любой парнокопытный из преисподней. И к тому же формулировки меняются, как кавалеры ветреной мадемуазелле. Это бюрократия. А я о деле.
Я напишу основное Суть.
Итак, в первую очередь, есть два различных угла зрения на людей с речевыми проблемами (официально они называются логопаты, но меня воротит от этого слова, поэтому – логопята). Если на логопёнка смотрит врач (невролог) – то смотреть туды (1), а если педагог (логопед) – то сюды (2). Но знать надо и там, и сям для общего и частного развития.
(1) Медицинская классификация. Здесь логопятовы проблемы называются медицинским опять же словом «диагноз». И отражают они причину, по которой возникли, а также вообще то, что из себя представляют, в чём проявляются. В мозге ли порылась собака или же в нервах, снабжающих мышцы рта; прикус ли у ребёнка неправильный либо вовсе расщелина присутствует нёбная и губная. Иными словами – если нарушенная анатомия (то есть строение той части организма, которая нужна для речи) и физиология (работа той самой анатомии), привели к речевым проблемам – то получайте на выходе диагноз.
А конкретнее:
Нарушения устной речи (той, которая ртом и вслух):
Дислалия – с нервами порядок, проблема локализуется чисто во рту.
Дизартрия – причина в нервах, которые около рта или глубже к мозгу. Страшное слово «иннервация» загуглите, оно не сложное, будете манипулировать при удобном случае). У логопёнка как результат – нарушения тонуса и беда с движениями (минимум - рта, максимум - всего тела). Моторика страдает то бишь. Артикуляционная, мелкая и/или общая.
Алалия – проблема в мозге, но проявляется не в движениях, а в невозможности соединить все компоненты речи (смысловой, моторный, слуховой, ритмический) воедино и как следствие - отсутствие речи или грубые её нарушения.
Афазия – примерно та же алалия, но приобретенная позже. Но главное – опять же пострадал мозг (вследствие инсульта, черепно-мозговых травм и пр.).
Заикание – нарушение темпа и ритма речи, а именно запинки, спазмы в момент речи. Плюс страх и опять запинки. Локализация – снова мозг.
Ринолалия – «рино» – значит, нос. Лишний или недостаточный воздух в носовую полость во время речи (по различным причинам, будь то расщелина, искривленная перегородка либо аденоиды).
Брадилалия и тахилалия – неконтролируемо очень быстрый или очень медленный темп речи.
Нарушения письменной речи (той, которая буквами).
Дислексия – не могу как следует читать.
Дисграфия – не могу как следует писать.
Дизорфография – писать-то могу, но все почему-то хотят меня убить «слАвОрём».
В большей или меньшей степени выраженности.
(2) Педагогическая классификация. Тут причина, по которой возникла необходимость разделить логопят на какие-то группы – собственно, в том, чтобы в садики и школы в соответствии с этими группами направить и разные методы работы к этим группам применить. То есть отталкиваемся от педагога, что именно ему нужно делать и над чем работать с данным конкретным лицом или группой лиц. И вместо диагноза уже – не совсем медицинское слово «заключение».
ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – страдает ТОЛЬКО звукопроизношение.
ОНР (разных уровней) – помимо звуковки, нарушены и остальные компоненты речи (лексика, грамматика, связная речь). Очень или не очень. Начиная с отсутствия речи вообще и заканчивая периодическими ошибками в окончаниях или путаницами в предлогах.
Это основное и самое важное, что нужно понять. Запутанная терминология в заключениях – это от лукавого, я даже не хочу туда соваться. Я честно не понимаю, почему эти формулировки ПМПК отличаются от диагнозов. Почему их не устроит написать просто «дислалия». Им многобукаф подавай и чтоб никто не понял.
В госучреждениях так, и я туда больше ни ногой. Из-за этой самой бюрократии в том числе. Коронованные и канонизировавшие сами себя логопеды-на-диване могут открыть огонь тапками за неправильно сформулированное заключение. Поэтому, дорогие будущие или начинающие логопеды, приготовьтесь к обороне и в случае работы в детском саду с этими самыми формулировками – ищите добрых коллег (они существуют!), которые дадут вам список, что устроих тех, кто будет эти заключения читать. Проверяющие на детей смотреть не будут, они будут читать буквы.
В частной же практике не нужны заключения, там нужен результат, а именно нормально говорящий ребёнок/взрослый. В частной практике я ни одной речевой карты не заполнила. Потому что это НИКОМУ не надо.
Если вы с бумагами не работаете и заключения не пишете – то и не заморачивайтесь, вышенаписанного достаточно, чтобы в целом понимать, что к чему. И чем дизартрик принципиально отличается от дислалика. И если вы работаете частно – то смело можете предлагать компресс из скотча на оральную зону тем дамам, которые будут поливать вас фекалиями за то, что вы не умеете формулировать заключение в соответствии с требованиями комиссии.
Незнание ФОРМУЛИРОВОК для ПМПК не делает вас плохим логопедом. Вот НЕПОНИМАНИЕ диагноза – да. Поэтому – понимайте. Вам с этим логопёнком работать. Диагноз – это не просто абстрактное слово, от него вы отталкиваетесь, выбирая путь, направление работы. Это конкретный маленький человек и ваши будущие действия с ним.
Ну и чтобы было совсем понятно...
Алалия.
Если в 3-4 года
Ваш малыш не говорит,
Изъясняется мычаньем,
"Мама", "папа", "ам", "ка-ка".
Вот и весь запас словарный,
Ну плюс-минус пару слов.
Да и то с натяжкой можно
Назвать словом те слова.
"Ж-ж-ж" - "машина", "му" - "корова",
"У-у-у" плюс жесты - "самолет".
И при этом слух в порядке,
С интеллектом нет проблем,
Тонус в норме, зубы тоже,
И движенья все "на 5".
Значит он у вас алалик,
Все серьезно у него.
Точно скажет лишь невролог,
Психиатр и логопед.
А ребенок все же позже,
Может, сам заговорит,
Но все слоги вперемешку,
Падежи - вообще кошмар!
"Серый мышка", "мама ехал",
"Я вчера пойду кино" -
Эти все аграмматизмы
Вам придется исправлять.
Потому тянуть не надо,
Все само не "рассосется",
И бороться с алалией
Надо, время не тянуть.
Дислалия.
Чо такое дислалия?
Если мальчику 6 лет,
И отдельных звуков речи
Не хватает у него
Из-за прикуса, уздечки
Или просто от незнанья,
Как и где для звука надо
Языком пошевелить.
"Коска", "лыба", "гггуль", "масына",
"Тутууза" и "вапата" -
Вот такие слов примеры;
В целом - чисто, "каши" нет.
Неврология в порядке,
Нет для паники причины.
Вам лишь надо, чтоб исправить,
Показать и объяснить.
Но затягивать не стоит,
Лучше научить до школы,
Чтоб потом не шепелявил
И картавым не ходил.
Дизартрия
Если говорит ребенок
"Тарабарским" языком,
Речь нечеткая, как "каша",
Непонятно ничего;
Слоги перепутал в слове,
Окончанья проглотил,
Не совсем, как надо, слышит
Звуки речи, что вокруг;
И простых артикуляций
Он не может повторить;
Гипертонус или вялый,
Непослушный язычок.
В неврологии причина,
Или попросту движеньях,
Над которыми работать
Надо пристальнее вам.
А диагноз дизартрия
Должен доктор написать.
Дата: 16 Июня
Сегодня узнали как хорошо в лесу летом. Познакомились с дикими животными. Помогли им собрать ягоды,грибы. Спасли зайчат от волка. Построили муравейники. А потом нарисовали нашу лесную полянку.
Дата: 8 Июня
Развитие речи с Андреем Шевченко.
УРОВНИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
6 уровней понимания ребенком обращенной речи читайте на блоге:
http://www.si-speech.ru/1057109010721090110010801/162
Если вам нужна помощь специалиста, вы можете записаться на консультацию на сайте или через сообщения сообщества.
6 уровней понимания ребенком обращенной речи читайте на блоге:
http://www.si-speech.ru/1057109010721090110010801/162
Если вам нужна помощь специалиста, вы можете записаться на консультацию на сайте или через сообщения сообщества.
Дата: 6 Июня
Как вы думайте что мы нарисовали? Мы сегодня играли в солнышко и дождик
Дата: 17 Июня
Внимание мы перешли на новое летнее расписание. Занятия проходят во вторник и четверг. 9.30-10.30 дети 1,5-2 года ; 10.45-11,45 дети 2-2,5 года; 12.00-13.00 дети 2,5-3 года; 15.30-16.30 дети 1-1,5г; 18.00-19.00 дети 3,5-4,5г. Группы кратковременного пребывания пн-ср.-пт. 10.00 -14.00.
Дата: 4 Июня
Наталья Керре
Нужна ли строгость в работе с детьми с особенностями развития? Часто на этот вопрос отвечают отрицательно - "Только лаской, любовью и нежностью!" Я считаю, что строгость - необходима. Сразу хочу уточнить, что под строгостью я понимаю довольно жёсткую дисциплину и структурированность занятий и повседневной жизни, а не садистские проявления из серии воспитания исключительно ремнём, пощёчинами и криками.
Нельзя забывать, что особенности - только часть жизни ребёнка, но не весь ребёнок. И если не ставить рамки, как и любой другой ребёнок, он быстро сядет на те шеи, которые это допустят. Любого ребёнка можно научить понимать слова "нет" и "нельзя". И необходимо это, прежде всего, для его собственной безопасности: категорическое "нельзя" - пальцам в розетке, ножам на кухне, крикам в общественных местах и падению на пол, бить маму и бабушку. Да, иногда на то, чтобы выработать эти понятия у детей с особенностями, может уйти не один год, но вырабатывать их совершенно необходимо. Эти запреты в дальнейшем создают каркас социализации, потому что, по большому счёту, наша хорошая социальная адаптированность - умение соблюдать систему ограничений: нельзя брать продукты в магазине, не заплатив, нельзя приставать к чужой жене на улице, нельзя ходить голым в кино и так далее. Вседозволенность и сентиментальная жалость - это довольно мерзкая услуга детям с особенностями. Дети становятся взрослыми, родители, которые оберегали и оправдывали перед окружающими, к сожалению, не всегда будут рядом, и незнание правил, нежелание их соблюдать, может иметь самые печальные последствия. Кстати, из этой же серии частый случай: попустительство по отношению к тому, что малыш бьёт маму. Взрослые списывают это на то, что "он же не понимает", а пока радостно смеются, как над удачной шуткой. Малыш взрослеет, но продолжает вести себя так же. Удар пятнадцатилетнего подростка может нанести уже серьёзную травму... Да, разрешить всё ребёнку, прикрываясь его особенностями и собственным большим сердцем - гораздо проще, чем раз за разом повторять: "нет", "нельзя", возвращать в рамки учебного поведения на занятии и напоминая, что ноги на кухонный стол класть нежелательно. А у ребёнка с особенностями иногда ещё и трудно отличить избалованность от патологических проявлений. Но, поверьте, что в большинстве случаев нежелательные поведенческие проявления - это именно те проблемы, которые можно решить воспитательными методами. Откровенно болезненных реакций, с которыми ребёнок не сможет справиться никогда - меньше. Проявляя строгость и воспитывая, а не просто позволяя ребёнку быть рядом - вы облегчаете жизнь не только себе, но и, в первую очередь, ему самому, существенно увеличиваете шанс на вхождение в общество в дальнейшем. Наши дети могут гораздо больше, чем обычно принято считать. Просто нужно набраться терпения и редкостного занудства в соблюдении своих требований: шаг за шагом, день за днём. А "только лаской, любовь и нежностью" - это как карамельки вместо нормального обеда: ребёнок счастлив, но не надолго. Да и для здоровья вредно.
Фото - Катя Щербакова
Нельзя забывать, что особенности - только часть жизни ребёнка, но не весь ребёнок. И если не ставить рамки, как и любой другой ребёнок, он быстро сядет на те шеи, которые это допустят. Любого ребёнка можно научить понимать слова "нет" и "нельзя". И необходимо это, прежде всего, для его собственной безопасности: категорическое "нельзя" - пальцам в розетке, ножам на кухне, крикам в общественных местах и падению на пол, бить маму и бабушку. Да, иногда на то, чтобы выработать эти понятия у детей с особенностями, может уйти не один год, но вырабатывать их совершенно необходимо. Эти запреты в дальнейшем создают каркас социализации, потому что, по большому счёту, наша хорошая социальная адаптированность - умение соблюдать систему ограничений: нельзя брать продукты в магазине, не заплатив, нельзя приставать к чужой жене на улице, нельзя ходить голым в кино и так далее. Вседозволенность и сентиментальная жалость - это довольно мерзкая услуга детям с особенностями. Дети становятся взрослыми, родители, которые оберегали и оправдывали перед окружающими, к сожалению, не всегда будут рядом, и незнание правил, нежелание их соблюдать, может иметь самые печальные последствия. Кстати, из этой же серии частый случай: попустительство по отношению к тому, что малыш бьёт маму. Взрослые списывают это на то, что "он же не понимает", а пока радостно смеются, как над удачной шуткой. Малыш взрослеет, но продолжает вести себя так же. Удар пятнадцатилетнего подростка может нанести уже серьёзную травму... Да, разрешить всё ребёнку, прикрываясь его особенностями и собственным большим сердцем - гораздо проще, чем раз за разом повторять: "нет", "нельзя", возвращать в рамки учебного поведения на занятии и напоминая, что ноги на кухонный стол класть нежелательно. А у ребёнка с особенностями иногда ещё и трудно отличить избалованность от патологических проявлений. Но, поверьте, что в большинстве случаев нежелательные поведенческие проявления - это именно те проблемы, которые можно решить воспитательными методами. Откровенно болезненных реакций, с которыми ребёнок не сможет справиться никогда - меньше. Проявляя строгость и воспитывая, а не просто позволяя ребёнку быть рядом - вы облегчаете жизнь не только себе, но и, в первую очередь, ему самому, существенно увеличиваете шанс на вхождение в общество в дальнейшем. Наши дети могут гораздо больше, чем обычно принято считать. Просто нужно набраться терпения и редкостного занудства в соблюдении своих требований: шаг за шагом, день за днём. А "только лаской, любовь и нежностью" - это как карамельки вместо нормального обеда: ребёнок счастлив, но не надолго. Да и для здоровья вредно.
Фото - Катя Щербакова
Дата: 4 Июня
Развитие речи с Андреем Шевченко.
Дата: 4 Июня
Развитие речи с Андреем Шевченко.
ОТЛОЖИТЕ КАРТОЧКИ - ВКЛЮЧИТЕ ЭМОЦИИ И СЕНСОРИКУ!
Как логопед начинает свою работу?
Зачастую - с инструкций. Маленький герой входит в кабинет и уже через несколько минут его начинают расспрашивать: "Покажи где... А это кто?"
Как это выглядит?
Ребенка начинают учить словам, накапливать пассивный словарь, заниматься грамматическим строем речи. Или родители могут слышать такую фразу: "Ребенок еще маленький и не готов для работы с логопедом. Ему не интересно и он не выполняет инструкции". Проблема в том, что начинать работу напрямую с речевых навыков не всегда эффективно, ведь речь - это не только слова, но и действия, движения, мимика и эмоции.
Расскажу вам, как работают над прилагательными в классическом подходе. Я думаю, вы с этим сталкивались. Показывают предметную картинку и просят ее охарактеризовать. Нужно сказать, что это яблоко, оно красное, круглое, сочное и сладкое. При этом, ребенок ориентируется только на зрительный образ, естественно эта работа достаточно быстро надоедает.
Вспоминая работу в детском саду, я видел пособия для составления описательного рассказа, когда на альбомном листе изображен предмет и зрительные подсказки: цветное облако, геометрическая фигура, рука - то есть ребенок должен назвать цвет, форму предмета, свойство предмета и как этот предмет можно использовать. И это все только с опорой на зрение и на слух. Сделать это довольно сложно и дети просто отказываются от этого, либо стараются выполнить как упражнение и не запоминают свойства этих предметов.
Давайте не будем фиксироваться только на речи, можно переключиться на движения и эмоции. Так можно получить хорошую динамику в речи.
Если опустится "ниже" и работать с сенсорной сферой на полу и необычным образом, то появиться эмоциональный отклик, ребенок будет с удовольствием это делать. И как результат в речи будет очень большая динамика.
Как это можно сделать?
Например, взять несколько фруктов, разрезать на мелкие кусочки и разложить по комнате. На полу, на диване, положить на низкие полочки. Спрятать в неожиданных местах в детском домике, в игрушках После этого нужно найти их и съесть, попросить: давай будем ползать и искать фрукты. А есть их мы будем без помощи рук, только ртом....
Тут нужно удерживать взгляд, быть внимательным, а главное это необычно и весело.
Логопед-дефектолог Андрей Шевченко.
Как логопед начинает свою работу?
Зачастую - с инструкций. Маленький герой входит в кабинет и уже через несколько минут его начинают расспрашивать: "Покажи где... А это кто?"
Как это выглядит?
Ребенка начинают учить словам, накапливать пассивный словарь, заниматься грамматическим строем речи. Или родители могут слышать такую фразу: "Ребенок еще маленький и не готов для работы с логопедом. Ему не интересно и он не выполняет инструкции". Проблема в том, что начинать работу напрямую с речевых навыков не всегда эффективно, ведь речь - это не только слова, но и действия, движения, мимика и эмоции.
Расскажу вам, как работают над прилагательными в классическом подходе. Я думаю, вы с этим сталкивались. Показывают предметную картинку и просят ее охарактеризовать. Нужно сказать, что это яблоко, оно красное, круглое, сочное и сладкое. При этом, ребенок ориентируется только на зрительный образ, естественно эта работа достаточно быстро надоедает.
Вспоминая работу в детском саду, я видел пособия для составления описательного рассказа, когда на альбомном листе изображен предмет и зрительные подсказки: цветное облако, геометрическая фигура, рука - то есть ребенок должен назвать цвет, форму предмета, свойство предмета и как этот предмет можно использовать. И это все только с опорой на зрение и на слух. Сделать это довольно сложно и дети просто отказываются от этого, либо стараются выполнить как упражнение и не запоминают свойства этих предметов.
Давайте не будем фиксироваться только на речи, можно переключиться на движения и эмоции. Так можно получить хорошую динамику в речи.
Если опустится "ниже" и работать с сенсорной сферой на полу и необычным образом, то появиться эмоциональный отклик, ребенок будет с удовольствием это делать. И как результат в речи будет очень большая динамика.
Как это можно сделать?
Например, взять несколько фруктов, разрезать на мелкие кусочки и разложить по комнате. На полу, на диване, положить на низкие полочки. Спрятать в неожиданных местах в детском домике, в игрушках После этого нужно найти их и съесть, попросить: давай будем ползать и искать фрукты. А есть их мы будем без помощи рук, только ртом....
Тут нужно удерживать взгляд, быть внимательным, а главное это необычно и весело.
Логопед-дефектолог Андрей Шевченко.