Контакты:
Адрес: Красноярск, Ленина, 128Б
Телефоны: +73912806880
Расписание:
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
О нас:
Детский эко-сад "Ромашки"
г. Красноярск, ул. Водопьянова, 2,
тел.: 8-950-432-00-40, 8-933-322-34-93 (Viber, WhatsApp);
Детский сад "Озорная сластёна"
г. Красноярск, ул. Весны, д.14
тел.:8-933-322-34-93 (Viber, WhatsApp);
Сообщество создано для обсуждения:
Вальдорфской педагогики и ее элементов;
Монтессори-методики;
Альфа-родительства и теории привязанности; Концепции естественного родительства;
Духовного, гуманистического воспитания детей;
и всего, что является значимым для думающих родителей детей любого возраста.
Наша цель - создавать оптимальные условия для полноценного взросления наших детей.
Мы готовы осмысленно выбирать для ребенка методику воспитания (гуманистические и/или духовные методики);
окружение (образовательное учреждение: школа, детский сад или отсутствие таковых);
характер времяпрепровождения (развивающие и/или корректирующие занятия);
систему питания и пр.
г. Красноярск, ул. Водопьянова, 2,
тел.: 8-950-432-00-40, 8-933-322-34-93 (Viber, WhatsApp);
Детский сад "Озорная сластёна"
г. Красноярск, ул. Весны, д.14
тел.:8-933-322-34-93 (Viber, WhatsApp);
Сообщество создано для обсуждения:
Вальдорфской педагогики и ее элементов;
Монтессори-методики;
Альфа-родительства и теории привязанности; Концепции естественного родительства;
Духовного, гуманистического воспитания детей;
и всего, что является значимым для думающих родителей детей любого возраста.
Наша цель - создавать оптимальные условия для полноценного взросления наших детей.
Мы готовы осмысленно выбирать для ребенка методику воспитания (гуманистические и/или духовные методики);
окружение (образовательное учреждение: школа, детский сад или отсутствие таковых);
характер времяпрепровождения (развивающие и/или корректирующие занятия);
систему питания и пр.
Из нашей жизни:
Дата: 10 Июля
Анна Шапина
Срочно
В детский сад "Ромашки" (северный) требуется ответственный, творческий, любящий детей воспитатель.
Если Вы:
- получили высшее образование,
- Вас уже есть опыт работы с детьми дошкольного возраста;
- честны и соблюдаете правила этики;
- любите детей и свою профессию;
- умеете работать в команде;
- легко находите с малышами общий язык и Вас отличает энергичность, гибкость, общительность, коммуникабельность, дружелюбность, стрессоустойчивость - мы ждем Вас в нашей команде!
Предполагаемые должностные
обязанности:
1. Осуществление тщательного присмотра за детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках.
2.Прогулка детей 2 раза в день
3.Соблюдение режима дня и распорядка в саду
4. Тщательно готовится к проведению занятий. Клуб оснащен необходимыми пособиями и материалами для работы
5. Организация работы няни.
6. Работа с родителями
7. Умение грамотно решать конфликтные ситуации.
8. Подготовка утренников и развлечений
9. Участие во всех внутрисетевых мероприятиях‚ направленных на привлечение и удержание клиентов.
Работа с 8 до 19 часов.
Наши требования:
-Педагогическое образование;
- Опыт работы с детьми дошкольного возраста;
- знание программ и методик по развитию и обучению детей дошкольного возраста;
- творческий подход к работе;
- Ответственность и аккуратность; -Своевременное ведение санитарной книжки.
Условия оговариваем при собеседовании. Запись на собеседование по телефону 89333223493 (Viber, WhatsApp)
Наличие своего ребёнка приветствуется! Но не младше 2,5 лет.
В детский сад "Ромашки" (северный) требуется ответственный, творческий, любящий детей воспитатель.
Если Вы:
- получили высшее образование,
- Вас уже есть опыт работы с детьми дошкольного возраста;
- честны и соблюдаете правила этики;
- любите детей и свою профессию;
- умеете работать в команде;
- легко находите с малышами общий язык и Вас отличает энергичность, гибкость, общительность, коммуникабельность, дружелюбность, стрессоустойчивость - мы ждем Вас в нашей команде!
Предполагаемые должностные
обязанности:
1. Осуществление тщательного присмотра за детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках.
2.Прогулка детей 2 раза в день
3.Соблюдение режима дня и распорядка в саду
4. Тщательно готовится к проведению занятий. Клуб оснащен необходимыми пособиями и материалами для работы
5. Организация работы няни.
6. Работа с родителями
7. Умение грамотно решать конфликтные ситуации.
8. Подготовка утренников и развлечений
9. Участие во всех внутрисетевых мероприятиях‚ направленных на привлечение и удержание клиентов.
Работа с 8 до 19 часов.
Наши требования:
-Педагогическое образование;
- Опыт работы с детьми дошкольного возраста;
- знание программ и методик по развитию и обучению детей дошкольного возраста;
- творческий подход к работе;
- Ответственность и аккуратность; -Своевременное ведение санитарной книжки.
Условия оговариваем при собеседовании. Запись на собеседование по телефону 89333223493 (Viber, WhatsApp)
Наличие своего ребёнка приветствуется! Но не младше 2,5 лет.
Дата: 4 минуты назад
Мамочки, не спешите отлучать своих деток от груди!
Это не такой и длительный период, жизнь куда длинней.
До армии, до института, до школы точно закончите кормить грудью
А если серьезно, детки эту свою потребность перерастают!
Если Вас что-то беспокоит, раздражает, мешает - устраните этот фактор и наслаждайтесь прекрасными моментами грудного вскармливания!
До какого возраста кормить малыша? Ответьте на этот вопрос сами для себя. И желательно не назначайте точную дату. А просто дайте себе срок (полгода/год), а там подумаю..
Так например, ВОЗ говорит о минимальном сроке кормления грудью 2 года и дольше по желанию мамы!
МИНЗДРАВ: в рекомендациях для врачей говорит о пользе маминого молока до 1,5-2 лет
И ещё очень многие исследования подтверждают пользу ГВ на втором году жизни.
А вообще, хотелось бы вот что сказать: не смотрите на других, не слушайте никого, только Ваше материнское сердце и потребности Вашего малыша имеют значение!
Поверьте, малыши не способны манипулировать Вами, но они могут выражать свои потребности - научитесь их понимать и чувствовать!!
Дарья Дегтярёва - консультант по ГВ (г. Санкт-Петербург)
Это не такой и длительный период, жизнь куда длинней.
До армии, до института, до школы точно закончите кормить грудью
А если серьезно, детки эту свою потребность перерастают!
Если Вас что-то беспокоит, раздражает, мешает - устраните этот фактор и наслаждайтесь прекрасными моментами грудного вскармливания!
До какого возраста кормить малыша? Ответьте на этот вопрос сами для себя. И желательно не назначайте точную дату. А просто дайте себе срок (полгода/год), а там подумаю..
Так например, ВОЗ говорит о минимальном сроке кормления грудью 2 года и дольше по желанию мамы!
МИНЗДРАВ: в рекомендациях для врачей говорит о пользе маминого молока до 1,5-2 лет
И ещё очень многие исследования подтверждают пользу ГВ на втором году жизни.
А вообще, хотелось бы вот что сказать: не смотрите на других, не слушайте никого, только Ваше материнское сердце и потребности Вашего малыша имеют значение!
Поверьте, малыши не способны манипулировать Вами, но они могут выражать свои потребности - научитесь их понимать и чувствовать!!
Дарья Дегтярёва - консультант по ГВ (г. Санкт-Петербург)
Открытое голосование
Ваш опыт кормления грудью. До какого возраста кормили Вы?
6 месяцев
0%
0
1 год
20%
1
1,5 года
0%
0
2 года
0%
0
2,5 года
40%
2
3 года и более.
20%
1
Не кормила грудью
20%
1
Свой вариант
0%
0
Получить код
Проголосовало 5 человек.
Дата: три часа назад
Овсяные печеньки=)
Для детей от 1 года.
Пшеничная мука – 98 г
Овсяная мука – 42 г
Сахар-песок – 50 г(мёд)
Яблочное пюре(детское) – 1 ст л
(сливочное масло) – 20-40 г (если взять 20-25 мл растительного масла - будет постное печенье!)
Корица – 1 ч.л.
Ванилин– щепотка
Сода – 0,5 ч.л.
Соль – 0,5 ч.л.
Изюм темный (лучше всего сюда идет «Изабелла») – 1 ст.л.
Вода горячая – 3 ст.л.
Смешиваем все ингредиенты для теста (лучше в блендере).
Добавляем нарезанный кусочками и растопленный маргарин (масло), сахар, корицу, ванилин и предварительно запаренный изюм. Взбиваем всё чуть меньше полминуты. Затем в горячей воде с солью гасим соду. В блендер высыпаем овсяную муку и 1 ст.л. воды. Еще раз взбиваем. Теперь всыпаем остальную муку, повидло, вливаем остальную воду и уже хорошенько взбиваем до однородной массы. Затем вынимаем ком теста из чаши блендера, чуток еще вымешиваем.
Теперь от теста нужно отщипывать кусочки (я на весах отмеряю по 20г, чтобы все были одинаковые), скатывать из них шарики, приплющивать и выкладывать на застеленный бумагой противень. Выпекать в предварительно разогретой до 200-220 градусов духовке, 12-15 минут. Смотрите, чтобы печенье не подгорело! Аромат будет стоять на кухне просто волшебный! Причем не только в процессе выпечки, но и уже от готового, и даже остывшего печенья!
Для детей от 1 года.
Пшеничная мука – 98 г
Овсяная мука – 42 г
Сахар-песок – 50 г(мёд)
Яблочное пюре(детское) – 1 ст л
(сливочное масло) – 20-40 г (если взять 20-25 мл растительного масла - будет постное печенье!)
Корица – 1 ч.л.
Ванилин– щепотка
Сода – 0,5 ч.л.
Соль – 0,5 ч.л.
Изюм темный (лучше всего сюда идет «Изабелла») – 1 ст.л.
Вода горячая – 3 ст.л.
Смешиваем все ингредиенты для теста (лучше в блендере).
Добавляем нарезанный кусочками и растопленный маргарин (масло), сахар, корицу, ванилин и предварительно запаренный изюм. Взбиваем всё чуть меньше полминуты. Затем в горячей воде с солью гасим соду. В блендер высыпаем овсяную муку и 1 ст.л. воды. Еще раз взбиваем. Теперь всыпаем остальную муку, повидло, вливаем остальную воду и уже хорошенько взбиваем до однородной массы. Затем вынимаем ком теста из чаши блендера, чуток еще вымешиваем.
Теперь от теста нужно отщипывать кусочки (я на весах отмеряю по 20г, чтобы все были одинаковые), скатывать из них шарики, приплющивать и выкладывать на застеленный бумагой противень. Выпекать в предварительно разогретой до 200-220 градусов духовке, 12-15 минут. Смотрите, чтобы печенье не подгорело! Аромат будет стоять на кухне просто волшебный! Причем не только в процессе выпечки, но и уже от готового, и даже остывшего печенья!
Дата: 12.Июля.2017
Вежливость
Мы очень часто учим своих детей здороваться, прощаться, извиняться и благодарить. но многие родители жалуются, что дети этого не делают и такое поведение вызывает у родителей чувство неловкости и стыда. Давайте сегодня обсудим вопрос воспитания детей и поговорим о правилах вежливости.
Что говорить о детях, когда сплошь и рядом взрослые грубо себя ведут по отношению к окружающим. Хамят, отвечают грубо в очередях, не уступают место пожилым людям. А ведь дети-это наше зеркало.
"Спасибо» и» пожалуйста» невозможно просто заучить как таблицу умножения. Эти слова, доведенные до автоматизма не будут звучать от души из уст ребенка.
Правила вежливости-пример родителей
Правила вежливости
Основной способ привить детям хорошие манеры-это подавать им личный пример. Ведь говорят, что яблоко от яблони не далеко падает. Так и наши дети. Они с детства копируют поведение взрослых. Обучение правилам вежливости должно проходить в спокойной обстановке, без упреков и назиданий. И главное- личный пример родителей. Первые уроки вежливости дети получают дома, наблюдая за поведением взрослых. Сами старайтесь быть доброжелательными, вежливыми и ребенок без напоминаний начнет сам здороваться или благодарить.
Каким правилам вежливости мы можем научить детей?
Правила вежливости для детей
Чему взрослые должны научить детей? Рассмотрим основные правила для детей.
Здороваться. В первую очередь взрослые сами должны быть вежливыми. Большинство родителей учит своих малышей махать рукой на прощание и говорить »пока.» Но и здороваться ребенку придется часто: с родными, друзьями, воспитателями и учителями.
С детства тренируйте этот полезный навык в игровой форме, с куклами, мишками. Обыгрывайте разные ситуации. Так ребенок быстрее научится здороваться. Играйте с малышом в» магазин’‘,» гости,» »больницу,»» школу».
Сами при встрече с соседями, знакомыми здоровайтесь. А мальчиков можно научить пожимать руку при встрече. Это особый ритуал для мужчин. И папа может продемонстрировать сыну, как здороваются мужчины. Ведь в детстве папа-пример для малыша.
Говорить »спасибо.» Малышу часто дарят подарки, угощают сладостями. Напоминайте ему, что за добрый жест принято благодарить и говорить »спасибо.» Если ребенок еще маленький и стесняется чужих, то не упрекайте его за молчание, а сами поблагодарите за него.
Играйте с малышом и учите говорить волшебное слово. Читайте книги, показывайте наглядные примеры, как надо благодарить за доброту.
Говорить »пожалуйста.» Если ребенок слышит это слово часто, то и сам начнет его говорить. Используйте это слово в своем разговоре дома, за столом. Попросите вежливо ребенка подать вам хлеб, ложку или еще что-нибудь. играя в песочнице, попросите вежливо у другого ребенка совочек, ведерко. Или покупая мороженое, не забудьте в начале фразы слово »пожалуйста.»
Учите говорить »извините».Ребенок должен понять, что слово» извините»-это шаг к примирению и с его помощью можно наладить отношения с тем, кого обидел. Оно, это слово, является даже лекарством для того, кому сделал больно.
Если вы сами ненароком накричали на малыша, извинитесь перед ним. Когда моя внучка не слушается, я делаю вид, что обижаюсь. А потом она просит прощения. И сама тоже извиняюсь, если была неправа.
Уступать место слабым. Своим личным примером учите детей уступать место слабым: пожилым людям в транспорте, в очереди-женщине с грудным ребенком. Ведь малышу трудно выстоять в очереди. Заходя в магазин, придержите дверь для другого человека. Ребенку можно шепнуть на ухо, чтобы он помог своей бабушке, например, донести сумку с продуктами до холодильника, отрезать кусок пирога или включить Skype.
Не перебивать. Во время беседы важно выслушать до конца человека, дать ему закончить фразу, прежде чем отвечать. Это надо соблюдать и в диалоге с детьми. И учить их не перебивать старших. Если малыш хочет привлечь внимание, научите его делать это жестами: помахать рукой или дотронуться до руки, чтобы вы сразу поняли, что он что-то желает сказать и вы могли бы к нему подойти, когда освободитесь. Некрасиво, когда взрослые говорят, а ребенок постоянно привлекает к себе внимание, лезет с расспросами или пытается вас отвлечь.
Не обсуждать других на людях. Иногда родители чувствуют себя неловко из-за того, что ребенок, например, увидел на улице человека с темной кожей или физическим недостатком и кричит, показывая на него пальцем, спрашивая у мамы, почему дядя черный. договоритесь с ребенком, если он что-то хочет спросить, надо задать свой вопрос, не привлекая внимания окружающих. Объясните, что обсуждать внешность других людей вслух не принято: им это неприятно.
Уважать правила другого дома. С детства детей надо учить себя вести в общественных местах. Везде существуют свои правила поведения. В театре, музее, ресторане нельзя кричать и бегать, а на детской площадке, в парке это можно себе позволить. В поликлинике говорят тихо. В гостях нельзя прыгать на кровати, если дома это позволяют.
Учить вежливости-для чего это нужно
Просто детям с хорошими манерами проще будет адаптироваться в школе, детском саду, они научатся быстро соблюдать правила, принятые в коллективе.
С такими детками проще ходить в гости, в кафе, посещать общественные места, не думая, что они закатят тебе истерику.
С вежливым ребенком легче не только окружающим, но он и сам будет себя лучше чувствовать, потому что будет думать о чувствах других людей, и о том, что надо говорить. Эта привычка будет исходить из родительского дома, где дети просто будут повторять то, что делают родители.» Делай как я делаю».
Вот такую беседу я сегодня хотела вам предложить к обсуждению. Как вы считаете, если родители будут вести себя грубо, резко . по-хамски, вырастут ли у них порядочные и вежливые дети? Или также будут и в будущем себя вести?
http://deti-i-vnuki.ru
Мы очень часто учим своих детей здороваться, прощаться, извиняться и благодарить. но многие родители жалуются, что дети этого не делают и такое поведение вызывает у родителей чувство неловкости и стыда. Давайте сегодня обсудим вопрос воспитания детей и поговорим о правилах вежливости.
Что говорить о детях, когда сплошь и рядом взрослые грубо себя ведут по отношению к окружающим. Хамят, отвечают грубо в очередях, не уступают место пожилым людям. А ведь дети-это наше зеркало.
"Спасибо» и» пожалуйста» невозможно просто заучить как таблицу умножения. Эти слова, доведенные до автоматизма не будут звучать от души из уст ребенка.
Правила вежливости-пример родителей
Правила вежливости
Основной способ привить детям хорошие манеры-это подавать им личный пример. Ведь говорят, что яблоко от яблони не далеко падает. Так и наши дети. Они с детства копируют поведение взрослых. Обучение правилам вежливости должно проходить в спокойной обстановке, без упреков и назиданий. И главное- личный пример родителей. Первые уроки вежливости дети получают дома, наблюдая за поведением взрослых. Сами старайтесь быть доброжелательными, вежливыми и ребенок без напоминаний начнет сам здороваться или благодарить.
Каким правилам вежливости мы можем научить детей?
Правила вежливости для детей
Чему взрослые должны научить детей? Рассмотрим основные правила для детей.
Здороваться. В первую очередь взрослые сами должны быть вежливыми. Большинство родителей учит своих малышей махать рукой на прощание и говорить »пока.» Но и здороваться ребенку придется часто: с родными, друзьями, воспитателями и учителями.
С детства тренируйте этот полезный навык в игровой форме, с куклами, мишками. Обыгрывайте разные ситуации. Так ребенок быстрее научится здороваться. Играйте с малышом в» магазин’‘,» гости,» »больницу,»» школу».
Сами при встрече с соседями, знакомыми здоровайтесь. А мальчиков можно научить пожимать руку при встрече. Это особый ритуал для мужчин. И папа может продемонстрировать сыну, как здороваются мужчины. Ведь в детстве папа-пример для малыша.
Говорить »спасибо.» Малышу часто дарят подарки, угощают сладостями. Напоминайте ему, что за добрый жест принято благодарить и говорить »спасибо.» Если ребенок еще маленький и стесняется чужих, то не упрекайте его за молчание, а сами поблагодарите за него.
Играйте с малышом и учите говорить волшебное слово. Читайте книги, показывайте наглядные примеры, как надо благодарить за доброту.
Говорить »пожалуйста.» Если ребенок слышит это слово часто, то и сам начнет его говорить. Используйте это слово в своем разговоре дома, за столом. Попросите вежливо ребенка подать вам хлеб, ложку или еще что-нибудь. играя в песочнице, попросите вежливо у другого ребенка совочек, ведерко. Или покупая мороженое, не забудьте в начале фразы слово »пожалуйста.»
Учите говорить »извините».Ребенок должен понять, что слово» извините»-это шаг к примирению и с его помощью можно наладить отношения с тем, кого обидел. Оно, это слово, является даже лекарством для того, кому сделал больно.
Если вы сами ненароком накричали на малыша, извинитесь перед ним. Когда моя внучка не слушается, я делаю вид, что обижаюсь. А потом она просит прощения. И сама тоже извиняюсь, если была неправа.
Уступать место слабым. Своим личным примером учите детей уступать место слабым: пожилым людям в транспорте, в очереди-женщине с грудным ребенком. Ведь малышу трудно выстоять в очереди. Заходя в магазин, придержите дверь для другого человека. Ребенку можно шепнуть на ухо, чтобы он помог своей бабушке, например, донести сумку с продуктами до холодильника, отрезать кусок пирога или включить Skype.
Не перебивать. Во время беседы важно выслушать до конца человека, дать ему закончить фразу, прежде чем отвечать. Это надо соблюдать и в диалоге с детьми. И учить их не перебивать старших. Если малыш хочет привлечь внимание, научите его делать это жестами: помахать рукой или дотронуться до руки, чтобы вы сразу поняли, что он что-то желает сказать и вы могли бы к нему подойти, когда освободитесь. Некрасиво, когда взрослые говорят, а ребенок постоянно привлекает к себе внимание, лезет с расспросами или пытается вас отвлечь.
Не обсуждать других на людях. Иногда родители чувствуют себя неловко из-за того, что ребенок, например, увидел на улице человека с темной кожей или физическим недостатком и кричит, показывая на него пальцем, спрашивая у мамы, почему дядя черный. договоритесь с ребенком, если он что-то хочет спросить, надо задать свой вопрос, не привлекая внимания окружающих. Объясните, что обсуждать внешность других людей вслух не принято: им это неприятно.
Уважать правила другого дома. С детства детей надо учить себя вести в общественных местах. Везде существуют свои правила поведения. В театре, музее, ресторане нельзя кричать и бегать, а на детской площадке, в парке это можно себе позволить. В поликлинике говорят тихо. В гостях нельзя прыгать на кровати, если дома это позволяют.
Учить вежливости-для чего это нужно
Просто детям с хорошими манерами проще будет адаптироваться в школе, детском саду, они научатся быстро соблюдать правила, принятые в коллективе.
С такими детками проще ходить в гости, в кафе, посещать общественные места, не думая, что они закатят тебе истерику.
С вежливым ребенком легче не только окружающим, но он и сам будет себя лучше чувствовать, потому что будет думать о чувствах других людей, и о том, что надо говорить. Эта привычка будет исходить из родительского дома, где дети просто будут повторять то, что делают родители.» Делай как я делаю».
Вот такую беседу я сегодня хотела вам предложить к обсуждению. Как вы считаете, если родители будут вести себя грубо, резко . по-хамски, вырастут ли у них порядочные и вежливые дети? Или также будут и в будущем себя вести?
http://deti-i-vnuki.ru
Дата: 12.Июля.2017
КАПУСТНЫЕ ОЛАДЬИ С МАНКОЙ
Для детей от 1 года
Время приготовления 40 мин
ИНГРЕДИЕНТЫ:
Капуста молодая, кочан — 1/2 Штуки
Молоко — 1 Стакан
Манка — 3-4 Ст. ложек
Куриное яйцо — 1 Штука
Соль — По вкусу
Укроп — По вкусу
Масло растительное — 2-3 Ст. ложек (для жарки)
ПРИГОТОВЛЕНИЕ:
Режем капусту.
Складываем капусту в кастрюлю, вливаем стакан молока, добавляем щепотку соли и ставим на плиту. Огонь маленький, томим капусту до мягкости. Если молоко все не выпарилось, не страшно, даже хорошо.
Всыпаем манку, быстро перемешиваем и накрываем крышкой, укутываем полотенцем и оставляем на 10-15 минут. Манка должна приготовиться за это время и вобрать лишнее молоко.
Выкладываем капусту с манкой в удобную посудину. Затем манку с капустой надо остудить.
Капустные оладьи с Пока остывает капуста с манкой, режем укроп.
К теплой капусте добавляем яйцо, укроп, корректируем на соль. Перемешиваем.
Масса готова к жарке.
. Ставим сковороду на огонь, вливаем немного масла, ложкой выкладываем оладьи и жарим до золотой корочки.
Переворачиваем осторожно и жарим с другой стороны.
Капустные оладьи с манкой готовы. Подавать к столу теплыми со сметаной.
Приятного аппетита!
Для детей от 1 года
Время приготовления 40 мин
ИНГРЕДИЕНТЫ:
Капуста молодая, кочан — 1/2 Штуки
Молоко — 1 Стакан
Манка — 3-4 Ст. ложек
Куриное яйцо — 1 Штука
Соль — По вкусу
Укроп — По вкусу
Масло растительное — 2-3 Ст. ложек (для жарки)
ПРИГОТОВЛЕНИЕ:
Режем капусту.
Складываем капусту в кастрюлю, вливаем стакан молока, добавляем щепотку соли и ставим на плиту. Огонь маленький, томим капусту до мягкости. Если молоко все не выпарилось, не страшно, даже хорошо.
Всыпаем манку, быстро перемешиваем и накрываем крышкой, укутываем полотенцем и оставляем на 10-15 минут. Манка должна приготовиться за это время и вобрать лишнее молоко.
Выкладываем капусту с манкой в удобную посудину. Затем манку с капустой надо остудить.
Капустные оладьи с Пока остывает капуста с манкой, режем укроп.
К теплой капусте добавляем яйцо, укроп, корректируем на соль. Перемешиваем.
Масса готова к жарке.
. Ставим сковороду на огонь, вливаем немного масла, ложкой выкладываем оладьи и жарим до золотой корочки.
Переворачиваем осторожно и жарим с другой стороны.
Капустные оладьи с манкой готовы. Подавать к столу теплыми со сметаной.
Приятного аппетита!
Дата: 11 Июля
Возможно в меня полетят камни за опубликование этой статьи, но мне очень интересно ваше мнение на этот счет!
Половая идентификация и гомосексуализм
Краткое содержание: Влияние половой идентификации ребенка на сексуальную идентичность и сексуальную ориентацию во взрослой жизни. Факторы воспитания приводящие к возникновению гомосексуализма у ребенка.
В целом общество относится к сексуальным меньшинствам сейчас гораздо терпимее, чем раньше. И все же мало кто из родителей хотел бы, чтобы его ребенок был гомосексуалистом. То есть человеком, испытывающим эротическое влечение только к лицам своего пола и поддерживающим с ними сексуальные отношения.
Последние исследования показывают, что только 2-4 процента населения земного шара - так называемые чистые гомосексуалисты. У них имеются генетические отклонения, нарушения эндокринной системы.
Но людей, ведущих такой образ жизни, гораздо больше. У них биологические предпосылки не обнаружены. В их сексуальной ориентации виновата не природа, а какие-то обстоятельства жизни. Например, опыт гомосексуальных отношений в исправительном учреждении или в армии, где-то еще.
Но, оказывается, такая направленность может формироваться и в семье. Речь идет об обычных семьях, без каких-либо развратных действий по отношению к ребенку. Именно в детстве человек начинает относиться к себе как к представителю определенного пола. Во взаимоотношениях с родственниками он усваивает стереотипы поведения. Эти стереотипы могут не соответствовать полу ребенка.
Так бывает, например, когда женщина, мечтавшая о дочке, относится к сыну как к девочке. Бессознательно культивирует женственность и в его поведении, и во внешнем облике. Любящий сын идет навстречу ожиданиям матери, берет на себя роль девочки. Постепенно женские черты закрепляются и в его характере, и в манерах, и во внешности. Психологи называют это неправильной половой идентификацией. Человек фактически ощущает себя представителем другого пола.
Это может произойти с ребенком и тогда, когда он не имеет рядом образца мужского поведения, например в неполной семье. Если не сложилась личная жизнь, женщина иногда невольно начинает испытывать негативные отношения ко всем мужчинам подряд. Это отношение может переноситься и на собственного ребенка. Она как бы не хочет видеть рядом с собой мужчину и воспитывает в сыне женские черты. Или внушает дочери отвращение к мужчинам.
Иногда, наоборот, в семье, где хотели только сына, мужские черты прививают девочке. Ориентируют ее на мужские игры, занятия, не одобряют слабость или заботу о собственной внешности.
Вовсе не обязательно в результате такого воспитания у сына или дочери возникает неправильная сексуальная ориентация. Но нередко эти дети, став взрослыми, испытывают трудности в контактах с противоположным полом, не могут построить семью. Такой человек (например, женственный юноша или мужеподобная женщина) не воспринимается как возможный половой партнер. Потерпев неудачу, он может обратить внимание на лиц своего пола.
Вообще для ребенка неблагоприятна ситуация, когда он окружен представителями только своего пола. Например, мальчик растет только среди ровесников-мальчишек или более старших ребят. Более хрупкие, женственные мальчики могут испытывать влечение к более сильным, мужественным. Или, наоборот, к младшим, более слабым, чтобы чувствовать себя увереннее и сильнее.
http://adalin.mospsy.ru
Половая идентификация и гомосексуализм
Краткое содержание: Влияние половой идентификации ребенка на сексуальную идентичность и сексуальную ориентацию во взрослой жизни. Факторы воспитания приводящие к возникновению гомосексуализма у ребенка.
В целом общество относится к сексуальным меньшинствам сейчас гораздо терпимее, чем раньше. И все же мало кто из родителей хотел бы, чтобы его ребенок был гомосексуалистом. То есть человеком, испытывающим эротическое влечение только к лицам своего пола и поддерживающим с ними сексуальные отношения.
Последние исследования показывают, что только 2-4 процента населения земного шара - так называемые чистые гомосексуалисты. У них имеются генетические отклонения, нарушения эндокринной системы.
Но людей, ведущих такой образ жизни, гораздо больше. У них биологические предпосылки не обнаружены. В их сексуальной ориентации виновата не природа, а какие-то обстоятельства жизни. Например, опыт гомосексуальных отношений в исправительном учреждении или в армии, где-то еще.
Но, оказывается, такая направленность может формироваться и в семье. Речь идет об обычных семьях, без каких-либо развратных действий по отношению к ребенку. Именно в детстве человек начинает относиться к себе как к представителю определенного пола. Во взаимоотношениях с родственниками он усваивает стереотипы поведения. Эти стереотипы могут не соответствовать полу ребенка.
Так бывает, например, когда женщина, мечтавшая о дочке, относится к сыну как к девочке. Бессознательно культивирует женственность и в его поведении, и во внешнем облике. Любящий сын идет навстречу ожиданиям матери, берет на себя роль девочки. Постепенно женские черты закрепляются и в его характере, и в манерах, и во внешности. Психологи называют это неправильной половой идентификацией. Человек фактически ощущает себя представителем другого пола.
Это может произойти с ребенком и тогда, когда он не имеет рядом образца мужского поведения, например в неполной семье. Если не сложилась личная жизнь, женщина иногда невольно начинает испытывать негативные отношения ко всем мужчинам подряд. Это отношение может переноситься и на собственного ребенка. Она как бы не хочет видеть рядом с собой мужчину и воспитывает в сыне женские черты. Или внушает дочери отвращение к мужчинам.
Иногда, наоборот, в семье, где хотели только сына, мужские черты прививают девочке. Ориентируют ее на мужские игры, занятия, не одобряют слабость или заботу о собственной внешности.
Вовсе не обязательно в результате такого воспитания у сына или дочери возникает неправильная сексуальная ориентация. Но нередко эти дети, став взрослыми, испытывают трудности в контактах с противоположным полом, не могут построить семью. Такой человек (например, женственный юноша или мужеподобная женщина) не воспринимается как возможный половой партнер. Потерпев неудачу, он может обратить внимание на лиц своего пола.
Вообще для ребенка неблагоприятна ситуация, когда он окружен представителями только своего пола. Например, мальчик растет только среди ровесников-мальчишек или более старших ребят. Более хрупкие, женственные мальчики могут испытывать влечение к более сильным, мужественным. Или, наоборот, к младшим, более слабым, чтобы чувствовать себя увереннее и сильнее.
http://adalin.mospsy.ru
Дата: 11 Июля
Кто-то делает дома творог?
Домашний творог
Порций: 900 г
Что нужно:
нестерилизованное молоко – 3 л
йогурт натуральный "живой" или простокваша – 1/2 л
Что делать:
шаг 1
Молоко влейте в идеально чистую кастрюлю, слегка подогрейте (примерно до 40 °С), добавьте в него йогурт или простоквашу, размешайте, закройте крышкой, оставьте сквашиваться на 8–12 ч. Сквашенное молоко в результате должно быть довольно густым.
шаг 2
Кастрюлю со сквашенным молоком поставьте на водяную баню на большую кастрюлю, наполовину наполненную холодной водой. Нагрейте на небольшом огне до кипения воды в большей кастрюле, уменьшите огонь до минимального и готовьте 15–20 мин. Следите, чтобы масса в меньшей кастрюле ни в коем случае не закипела, иначе творог получится резиновым. Выключите огонь, оставьте кастрюлю с творогом в воде до полного остывания.
шаг 3
Откиньте содержимое кастрюли в выстланный «вафельным» полотенцем, полотняной салфеткой или несколькими слоями марли дуршлаг, поставленный на кастрюлю. По мере стекания сыворотки несколько раз аккуратно перемешайте творожную массу для получения равномерной консистенции (чтобы с краю творог не получился суше, чем в центре). Это займет не менее 2 ч.
шаг 4
Завяжите края ткани, чтобы получился мешочек, и подвесьте его над раковиной, чтобы стекла оставшаяся сыворотка, на 30 мин. Небольшое количество влаги должно остаться в твороге – от этого он только вкуснее.
Домашний творог
Порций: 900 г
Что нужно:
нестерилизованное молоко – 3 л
йогурт натуральный "живой" или простокваша – 1/2 л
Что делать:
шаг 1
Молоко влейте в идеально чистую кастрюлю, слегка подогрейте (примерно до 40 °С), добавьте в него йогурт или простоквашу, размешайте, закройте крышкой, оставьте сквашиваться на 8–12 ч. Сквашенное молоко в результате должно быть довольно густым.
шаг 2
Кастрюлю со сквашенным молоком поставьте на водяную баню на большую кастрюлю, наполовину наполненную холодной водой. Нагрейте на небольшом огне до кипения воды в большей кастрюле, уменьшите огонь до минимального и готовьте 15–20 мин. Следите, чтобы масса в меньшей кастрюле ни в коем случае не закипела, иначе творог получится резиновым. Выключите огонь, оставьте кастрюлю с творогом в воде до полного остывания.
шаг 3
Откиньте содержимое кастрюли в выстланный «вафельным» полотенцем, полотняной салфеткой или несколькими слоями марли дуршлаг, поставленный на кастрюлю. По мере стекания сыворотки несколько раз аккуратно перемешайте творожную массу для получения равномерной консистенции (чтобы с краю творог не получился суше, чем в центре). Это займет не менее 2 ч.
шаг 4
Завяжите края ткани, чтобы получился мешочек, и подвесьте его над раковиной, чтобы стекла оставшаяся сыворотка, на 30 мин. Небольшое количество влаги должно остаться в твороге – от этого он только вкуснее.
Дата: 11 Июля
Сидит ребёнок рисует:
— Мам, а это ты. Я тебе нарисовал тебе усы для красоты.
Спасибо, всегда хотела усы...
— Мам, а это ты. Я тебе нарисовал тебе усы для красоты.
Спасибо, всегда хотела усы...
Дата: 11 Июля
ВНИМАНИЕ! Очень много букв=)) Но статья очень интересная
Нужно ли детям ранее развитие?
Когда Маше было шесть месяцев, ее мама обратила внимание, что годовалые дети ее подруг уже выучили буквы и умеют считать. Подруги напугали, что если к году ребенок не знает хотя бы несколько букв и цифры, то высок риск задержки психического развития. Так началось Машино образование. К году она усвоила счет до десяти и выучила алфавит. Педиатр на плановом осмотре успехами девочки не впечатлился и высказал маме, что своим сверхранним обучением она подвергла опасности здоровье и психику ребенка. Испугавшись, мама прекратила Машу учить, хотя никаких нареканий на ее здоровье и развитие не было, более того — дочка заговорила довольно рано (в 8 месяцев). Обучение Маши продолжилось в детском саду, где ее распределили в специальную группу для способных детей, в три с половиной года она научилась читать. Сейчас девочка ходит в школу, не испытывая никаких трудностей ни в интеллектуальном, ни в социальном плане, разве что в первом классе ей немного было скучно, когда учительница объясняла то, что Маша уже знала. А мама до сих пор не может понять, чем именно обусловлено успешное развитие дочери: советом, полученным от подруг, предупреждением педиатра, академической программой детского сада или самой природой.
Эти странные, противоречивые рекомендации о раннем развитии детей могут сделать безумным даже самого адекватного родителя. А как тут не сойти с ума, когда одни педагоги утверждают, что все нужно успеть до трех, другие — до шести, третьи — призывают вообще никуда не спешить и ни в коем случае не начинать образование до семи. Новые теории опровергают старые, затем предлагается вспомнить опыт прошлых поколений и взять его на вооружение. Во всей этой чехарде возникает непреодолимое желание отодвинуть в сторону бесконечные гипотезы и предположения и выяснить наконец-то, что же мы на самом деле знаем и чего не знаем о развитии детей.
Сказка об упущенных возможностях
Давайте вначале разберемся с самым спорным и часто опровергаемым утверждением, что все нужно успеть до часа Х, а иначе мозг ребенка, как карета в известной сказке, превратится в тыкву.
Идея о критическом периоде, когда множество функций должны сформироваться, возникла не на пустом месте. Опыты на мышатах и котятах показали, что если после рождения их лишить зрительной стимуляции, то взрослые особи навсегда теряют способность видеть. В медицине известны случаи, когда у детей, рожденных с катарактой, зрительная функция глаза утрачивалась навсегда, если операция не была проведена вовремя. Картину дополняют сообщения о детях-маугли: лишенные нормального воспитания в человеческой среде, они, как правило, не могут во взрослом возрасте освоить речь и прямохождение.
Как вы думаете, можно ли на основе этих примеров делать вывод, что со всеми остальными способностями (например, способностью писать или считать) происходит то же самое?
Доктор психологии из Университета Северной Каролины Дональд Белей утверждает, что нет никаких доказательств, что существует, какой-то возрастной рубеж, преодолев который человек уже не может освоить чтение, письмо, счет и множество других полезных в жизни навыков. Об этом он пишет в своем исследовании «Есть ли критический период для образования в раннем детстве?» Вы, наверняка, знаете людей, которые выучили, например, иностранный язык, будучи взрослыми. Большинство детей обучаются азам математики и грамоты после шести-семи лет и не испытывают по этому поводу никакого дискомфорта. «Критический период» существует не для всех способностей вообще, а лишь для некоторых. Выбирая, развивающие занятия для малышей, нужно четко понимать, чему именно важно уделить внимание в раннем возрасте, а что можно без всякого вреда отложить. Пособия по возрастной психологии помогут разобраться в вопросах — что, когда, зачем и почему — нужно развивать в ребенке. Впрочем, к.м.н., профессор, детский и подростковый психиатр Нина Кузьминична Асанова советует относиться к этим пособиям как к навигатору, а не как к инструкции, ведь каждый человек, даже маленький, развивается по своей индивидуальной траектории.
Все ли дети гениальны?
Родители редко способны оценивать свое чадо объективно. Чуть ли не каждая мама (да и папа тоже) видит в своем ребенке Эйнштейна, Моцарта, Анну Павлову, а иногда и всех троих сразу. К сожалению, в реальности гениальные люди рождаются на нашей планете гораздо реже, чем нам хотелось бы.
Как распознать одаренного ребенка?
Американский исследователь, профессор Эллен Виннер объясняет, что всех одаренных детей, вне зависимости от вида одаренности (интеллект, спорт, творчество), отличает три признака: они опережают своих сверстников в развитии и быстрее учатся, они креативны и упрямо делают все по-своему (маршируют в своем ритме), они обнаруживают сильнейший интерес и мотивацию в той сфере, в которой одарены.
Особенностью жизни одаренных детей является их высокая загруженность в самом раннем возрасте: как правило, вундеркинды посвящают много времени оттачиванию своего мастерства, часто у них есть строгие наставники в лице родителей или учителей. Некоторые одаренные дети могут проявить свои таланты и без интенсивных тренировок и помощи взрослых, но это редкость. Несмотря на то, что мы знаем множество деталей о ранних годах жизни гениев и можем вычленить какие-то общие закономерности, у нас, тем не менее, нет технологии, которая могла бы сделать из обычного ребенка вундеркинда. Никакие методики развития не могут дать такой результат. Важно понимать, что обычный ребенок не в состоянии выдержать тот объем тренировок (может впасть в депрессию, заболеть), который выдерживают одаренные дети. Дело в том, что вундеркиндам свойственно ощущение потока во время многочасовых занятий предметом, к которому у них есть склонность, они черпают энергию от тренировок, очень быстро продвигаются вперед и не устают так, как их обычные сверстники.
Быть одаренным ребенком не просто. Это не только подарок судьбы, но и тяжелая ноша. Как правило, одаренные дети испытывают сложности в социальной сфере и страдают от одиночества. И дело вовсе не в том, что у них отсутствуют коммуникативные способности. Вундеркинды слишком сильно выделяются на фоне своих сверстников, в детском коллективе их часто воспринимают как «чужаков». Ситуация усугубляется тем, что талантливым детям трудно найти товарища «по уму» и интересам в обычной школьной среде, в итоге они остаются без удовлетворяющего их общения практически в течение всех детских лет вплоть до старших классов, когда уже поступают в специализированные классы, которые есть во многих школах, и находят похожих на себя друзей.
Окружающие ждут от одаренных детей выдающихся достижений во взрослом возрасте. Но так происходит далеко не всегда, что приводит к тяжелым психологическим переживаниям. Эллен Виннер отмечает, что лишь незначительное количество одаренных детей, повзрослев, становятся гениями: чаще всего они могут претендовать лишь на то, чтобы быть хорошими специалистами в какой-то области и не более.
Вы все еще хотите сделать из своего ребенка вундеркинда?
Исчезающий эффект
Так эффективно ли раннее развитие для обычных детей? Конечно, многое зависит от того, как именно развивать ребенка, в каком режиме, при помощи каких методик. Если же говорить в общем, не вдаваясь в эти детали, то эффективность развития, как правило, отмечают и родители, и различные исследования. Дети, которые занимались по программам для дошкольников, показывают лучшие результаты на тестах, чем те, которые не занимались.
Однако этот эффект недолговечен. В 2015 году были опубликованы итоги масштабного, многолетнего исследования (метаанализ), которое показывает, что преимущества раннего развития нивелируются в течение нескольких лет. То есть, дети, с которыми занимались по программам раннего развития, в первом классе и последующие годы демонстрировали лучшие показатели на тестах, чем те, с которыми не занимались, но ко времени окончания школы в интеллектуальных результатах этих двух групп детей не было никакой существенной разницы.
Однозначно, дошкольное обучение облегчает детям начальный этап школьной жизни, однако не дает каких бы то ни было преимуществ впоследствии. Стоит ли овчинка выделки — решать вам.
Меня, как носителя русского языка, очень интересует один вопрос, на который вряд ли может ответить зарубежное исследование. Многие уже взрослые люди связывают свою «врожденную» грамотность с тем, что они в очень раннем возрасте научились читать. Действительно ли это так? Не секрет, что грамотное письмо на русском языке нелегко дается школьникам. Если раннее чтение позволяет писать без ошибок, даже не зная правил орфографии и пунктуации, то это, по-моему, отличный лайфхак. Правда, у нас, к сожалению, пока нет достоверных и объективных данных, чтобы утверждать существование связи между ранним чтением и грамотностью.
Есть ли вред от раннего развития?
Сейчас раннее развитие модно ругать. Ругают педиатры в поликлиниках, учителя в школах и родители в интернет-группах и форумах. Некоторые особо продвинутые мамы ругают даже занятия по лепке, мол, они приводят к отставанию. Спешу вас утешить: нейропсихологи и психологи вред от лепки и других творческих занятий не подтверждают. Единственное, против чего специалисты (в частности, А. Семенович, М. Безруких и другие) активно выступают, — это обучение чтению и счету (точнее даже — буквам и цифрам) в раннем возрасте. Свое негативное отношение они объясняют тем, что необходимые для чтения и счета функции мозга у дошкольника еще не сформированы и несвоевременная нагрузка может привести ко всевозможным проблемам. Вот, что об этом пишет кандидат психологических наук, профессор Анна Владимировна Семенович: «Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает ее, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредоносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (в 2—3 года) обучение ребенка буквам и цифрам. Указанная неадекватность такого акта определяется прежде всего тем, что он входит в противоречие с основополагающими, широко известными закономерностями психического развития, обозначаемыми представителями разных психологических школ (А. Фрейд, М. Клайн, Л.С. Выготский, К. Левин, Д.Б. Эльконин и др.) как кризисный период. Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной во времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях».
Анна Владимировна предупреждает, что при раннем обучении буквам и цифрам у ребенка могут возникнуть психологические трудности и различные болезни, при этом появиться все эти неприятности могут не сразу, а спустя какое-то время. Заметим, что Анна Семенович хоть и пишет, что это «многократно эмпирически доказано», но, к сожалению, не приводит этих эмпирических доказательств: ссылок на них нет нигде.
О вреде раннего академического образования говорит и доктор биологических наук, психофизиолог Марьям Моисеевна Безруких. Когда ребенок получает слишком сложные для своего возраста задания (для которых мозг еще не в достаточной степени сформировался), то он испытывает чрезвычайно сильное напряжение, считает эксперт. Марьям Безруких уверена, что такие напряжения имеют чрезвычайно негативные последствия для развития ребенка.
У нас, конечно, нет оснований не верить уважаемым специалистам, но пока нет исследования, которое не гипотетически, а эмпирически показало бы вред от чтения и счета в раннем возрасте. В частности, нет ответов на вопросы: почему многие взрослые, которые рано научились читать и считать, не обнаруживают каких-то негативных последствий в течение жизни? Можем ли мы предположить, что ранний счет и чтение вредно не всем детям, а лишь некоторым? Или, может, вредны не счет и чтение, а общая перегруженность детей и неправильный подход к их обучению?
Чтобы ответить на эти вопросы нам нужно сравнить две достаточно большие группы детей: в одной дети — обучались чтению и счету в раннем возрасте, в другой — нет. На основе многолетнего наблюдения за этими группами и их анализа мы могли бы сказать об однозначном вреде или безвредности академического образования для дошкольников. Пока же вопрос об опасности чтения и счета остается открытым.
В этом месте не помешало бы поразмышлять, почему таких исследований до сих пор нет. Или, если они есть, почему ни психологи, ни педагоги, ни другие специалисты о них не знают, по крайней мере, так ответили мне несколько опрошенных мной экспертов (среди них были и те, кто во вреде академического образования в раннем возрасте не сомневается). В конце концов, что это за шаманская фраза «многократно эмпирически доказано» в научном тексте? Один из опрошенных мною экспертов — профессор, доктор психологических наук Юрий Владимирович Микадзе — объяснил отсутствие эмпирических исследований этическими соображениями: «Эмпирические доказательства предполагают проведение эксперимента, в котором детей 2-3 лет обучают счету и чтению, а затем отслеживают особенности их психического развития. Проведение экспериментов, результаты которых нельзя оценить с точки зрения нанесения возможного вреда психическому развитию ребенка, не этичны». Мне это объяснение не кажется убедительным, так как детей, которых дома или на кружках учат читать и считать в два-три года, воз и маленькая тележка. Не нужно никого специально учить, достаточно исследовать тех, кого и без всякого научного эксперимента обучают. Среди зарубежных научных публикаций есть немало работ, посвященных раннему обучению детей: как правило, они пытаются ответить на вопрос эффективности этого обучения и применяемых методик, а вот работ, посвященных изучению безопасности этого обучения, почему-то нет. По крайней мере, пролистав несколько десятков страниц в Google Scholar, мне ничего подобного найти не удалось. Может, все дело в том, что никому не приходит в голову усомниться в безопасности обучения? Возможно, основания для опасений по поводу чтения в раннем возрасте не достаточно убедительны, чтобы вдохновить научное сообщество на масштабные исследования? Ведь никто же не будет доказывать, действительно ли Волга впадает в Каспийское море — это просто глупо и неинтересно. Но это все размышления: почему таких нужных исследований нет, мы можем только гадать. Другое дело, что если мы знаем точно, что эти занятия можно безболезненно отложить, то есть ли смысл рисковать благополучием собственного ребенка?
Тревожные наблюдения
Не только предупреждения психологов и нейропсихологов стали причиной негативного отношения к раннему развитию. Родители и педагоги делятся наблюдениями, что современные дети значительно отличаются от предыдущих поколений, и часто не в лучшую сторону. Марьям Безрук
Нужно ли детям ранее развитие?
Когда Маше было шесть месяцев, ее мама обратила внимание, что годовалые дети ее подруг уже выучили буквы и умеют считать. Подруги напугали, что если к году ребенок не знает хотя бы несколько букв и цифры, то высок риск задержки психического развития. Так началось Машино образование. К году она усвоила счет до десяти и выучила алфавит. Педиатр на плановом осмотре успехами девочки не впечатлился и высказал маме, что своим сверхранним обучением она подвергла опасности здоровье и психику ребенка. Испугавшись, мама прекратила Машу учить, хотя никаких нареканий на ее здоровье и развитие не было, более того — дочка заговорила довольно рано (в 8 месяцев). Обучение Маши продолжилось в детском саду, где ее распределили в специальную группу для способных детей, в три с половиной года она научилась читать. Сейчас девочка ходит в школу, не испытывая никаких трудностей ни в интеллектуальном, ни в социальном плане, разве что в первом классе ей немного было скучно, когда учительница объясняла то, что Маша уже знала. А мама до сих пор не может понять, чем именно обусловлено успешное развитие дочери: советом, полученным от подруг, предупреждением педиатра, академической программой детского сада или самой природой.
Эти странные, противоречивые рекомендации о раннем развитии детей могут сделать безумным даже самого адекватного родителя. А как тут не сойти с ума, когда одни педагоги утверждают, что все нужно успеть до трех, другие — до шести, третьи — призывают вообще никуда не спешить и ни в коем случае не начинать образование до семи. Новые теории опровергают старые, затем предлагается вспомнить опыт прошлых поколений и взять его на вооружение. Во всей этой чехарде возникает непреодолимое желание отодвинуть в сторону бесконечные гипотезы и предположения и выяснить наконец-то, что же мы на самом деле знаем и чего не знаем о развитии детей.
Сказка об упущенных возможностях
Давайте вначале разберемся с самым спорным и часто опровергаемым утверждением, что все нужно успеть до часа Х, а иначе мозг ребенка, как карета в известной сказке, превратится в тыкву.
Идея о критическом периоде, когда множество функций должны сформироваться, возникла не на пустом месте. Опыты на мышатах и котятах показали, что если после рождения их лишить зрительной стимуляции, то взрослые особи навсегда теряют способность видеть. В медицине известны случаи, когда у детей, рожденных с катарактой, зрительная функция глаза утрачивалась навсегда, если операция не была проведена вовремя. Картину дополняют сообщения о детях-маугли: лишенные нормального воспитания в человеческой среде, они, как правило, не могут во взрослом возрасте освоить речь и прямохождение.
Как вы думаете, можно ли на основе этих примеров делать вывод, что со всеми остальными способностями (например, способностью писать или считать) происходит то же самое?
Доктор психологии из Университета Северной Каролины Дональд Белей утверждает, что нет никаких доказательств, что существует, какой-то возрастной рубеж, преодолев который человек уже не может освоить чтение, письмо, счет и множество других полезных в жизни навыков. Об этом он пишет в своем исследовании «Есть ли критический период для образования в раннем детстве?» Вы, наверняка, знаете людей, которые выучили, например, иностранный язык, будучи взрослыми. Большинство детей обучаются азам математики и грамоты после шести-семи лет и не испытывают по этому поводу никакого дискомфорта. «Критический период» существует не для всех способностей вообще, а лишь для некоторых. Выбирая, развивающие занятия для малышей, нужно четко понимать, чему именно важно уделить внимание в раннем возрасте, а что можно без всякого вреда отложить. Пособия по возрастной психологии помогут разобраться в вопросах — что, когда, зачем и почему — нужно развивать в ребенке. Впрочем, к.м.н., профессор, детский и подростковый психиатр Нина Кузьминична Асанова советует относиться к этим пособиям как к навигатору, а не как к инструкции, ведь каждый человек, даже маленький, развивается по своей индивидуальной траектории.
Все ли дети гениальны?
Родители редко способны оценивать свое чадо объективно. Чуть ли не каждая мама (да и папа тоже) видит в своем ребенке Эйнштейна, Моцарта, Анну Павлову, а иногда и всех троих сразу. К сожалению, в реальности гениальные люди рождаются на нашей планете гораздо реже, чем нам хотелось бы.
Как распознать одаренного ребенка?
Американский исследователь, профессор Эллен Виннер объясняет, что всех одаренных детей, вне зависимости от вида одаренности (интеллект, спорт, творчество), отличает три признака: они опережают своих сверстников в развитии и быстрее учатся, они креативны и упрямо делают все по-своему (маршируют в своем ритме), они обнаруживают сильнейший интерес и мотивацию в той сфере, в которой одарены.
Особенностью жизни одаренных детей является их высокая загруженность в самом раннем возрасте: как правило, вундеркинды посвящают много времени оттачиванию своего мастерства, часто у них есть строгие наставники в лице родителей или учителей. Некоторые одаренные дети могут проявить свои таланты и без интенсивных тренировок и помощи взрослых, но это редкость. Несмотря на то, что мы знаем множество деталей о ранних годах жизни гениев и можем вычленить какие-то общие закономерности, у нас, тем не менее, нет технологии, которая могла бы сделать из обычного ребенка вундеркинда. Никакие методики развития не могут дать такой результат. Важно понимать, что обычный ребенок не в состоянии выдержать тот объем тренировок (может впасть в депрессию, заболеть), который выдерживают одаренные дети. Дело в том, что вундеркиндам свойственно ощущение потока во время многочасовых занятий предметом, к которому у них есть склонность, они черпают энергию от тренировок, очень быстро продвигаются вперед и не устают так, как их обычные сверстники.
Быть одаренным ребенком не просто. Это не только подарок судьбы, но и тяжелая ноша. Как правило, одаренные дети испытывают сложности в социальной сфере и страдают от одиночества. И дело вовсе не в том, что у них отсутствуют коммуникативные способности. Вундеркинды слишком сильно выделяются на фоне своих сверстников, в детском коллективе их часто воспринимают как «чужаков». Ситуация усугубляется тем, что талантливым детям трудно найти товарища «по уму» и интересам в обычной школьной среде, в итоге они остаются без удовлетворяющего их общения практически в течение всех детских лет вплоть до старших классов, когда уже поступают в специализированные классы, которые есть во многих школах, и находят похожих на себя друзей.
Окружающие ждут от одаренных детей выдающихся достижений во взрослом возрасте. Но так происходит далеко не всегда, что приводит к тяжелым психологическим переживаниям. Эллен Виннер отмечает, что лишь незначительное количество одаренных детей, повзрослев, становятся гениями: чаще всего они могут претендовать лишь на то, чтобы быть хорошими специалистами в какой-то области и не более.
Вы все еще хотите сделать из своего ребенка вундеркинда?
Исчезающий эффект
Так эффективно ли раннее развитие для обычных детей? Конечно, многое зависит от того, как именно развивать ребенка, в каком режиме, при помощи каких методик. Если же говорить в общем, не вдаваясь в эти детали, то эффективность развития, как правило, отмечают и родители, и различные исследования. Дети, которые занимались по программам для дошкольников, показывают лучшие результаты на тестах, чем те, которые не занимались.
Однако этот эффект недолговечен. В 2015 году были опубликованы итоги масштабного, многолетнего исследования (метаанализ), которое показывает, что преимущества раннего развития нивелируются в течение нескольких лет. То есть, дети, с которыми занимались по программам раннего развития, в первом классе и последующие годы демонстрировали лучшие показатели на тестах, чем те, с которыми не занимались, но ко времени окончания школы в интеллектуальных результатах этих двух групп детей не было никакой существенной разницы.
Однозначно, дошкольное обучение облегчает детям начальный этап школьной жизни, однако не дает каких бы то ни было преимуществ впоследствии. Стоит ли овчинка выделки — решать вам.
Меня, как носителя русского языка, очень интересует один вопрос, на который вряд ли может ответить зарубежное исследование. Многие уже взрослые люди связывают свою «врожденную» грамотность с тем, что они в очень раннем возрасте научились читать. Действительно ли это так? Не секрет, что грамотное письмо на русском языке нелегко дается школьникам. Если раннее чтение позволяет писать без ошибок, даже не зная правил орфографии и пунктуации, то это, по-моему, отличный лайфхак. Правда, у нас, к сожалению, пока нет достоверных и объективных данных, чтобы утверждать существование связи между ранним чтением и грамотностью.
Есть ли вред от раннего развития?
Сейчас раннее развитие модно ругать. Ругают педиатры в поликлиниках, учителя в школах и родители в интернет-группах и форумах. Некоторые особо продвинутые мамы ругают даже занятия по лепке, мол, они приводят к отставанию. Спешу вас утешить: нейропсихологи и психологи вред от лепки и других творческих занятий не подтверждают. Единственное, против чего специалисты (в частности, А. Семенович, М. Безруких и другие) активно выступают, — это обучение чтению и счету (точнее даже — буквам и цифрам) в раннем возрасте. Свое негативное отношение они объясняют тем, что необходимые для чтения и счета функции мозга у дошкольника еще не сформированы и несвоевременная нагрузка может привести ко всевозможным проблемам. Вот, что об этом пишет кандидат психологических наук, профессор Анна Владимировна Семенович: «Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает ее, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредоносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (в 2—3 года) обучение ребенка буквам и цифрам. Указанная неадекватность такого акта определяется прежде всего тем, что он входит в противоречие с основополагающими, широко известными закономерностями психического развития, обозначаемыми представителями разных психологических школ (А. Фрейд, М. Клайн, Л.С. Выготский, К. Левин, Д.Б. Эльконин и др.) как кризисный период. Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной во времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях».
Анна Владимировна предупреждает, что при раннем обучении буквам и цифрам у ребенка могут возникнуть психологические трудности и различные болезни, при этом появиться все эти неприятности могут не сразу, а спустя какое-то время. Заметим, что Анна Семенович хоть и пишет, что это «многократно эмпирически доказано», но, к сожалению, не приводит этих эмпирических доказательств: ссылок на них нет нигде.
О вреде раннего академического образования говорит и доктор биологических наук, психофизиолог Марьям Моисеевна Безруких. Когда ребенок получает слишком сложные для своего возраста задания (для которых мозг еще не в достаточной степени сформировался), то он испытывает чрезвычайно сильное напряжение, считает эксперт. Марьям Безруких уверена, что такие напряжения имеют чрезвычайно негативные последствия для развития ребенка.
У нас, конечно, нет оснований не верить уважаемым специалистам, но пока нет исследования, которое не гипотетически, а эмпирически показало бы вред от чтения и счета в раннем возрасте. В частности, нет ответов на вопросы: почему многие взрослые, которые рано научились читать и считать, не обнаруживают каких-то негативных последствий в течение жизни? Можем ли мы предположить, что ранний счет и чтение вредно не всем детям, а лишь некоторым? Или, может, вредны не счет и чтение, а общая перегруженность детей и неправильный подход к их обучению?
Чтобы ответить на эти вопросы нам нужно сравнить две достаточно большие группы детей: в одной дети — обучались чтению и счету в раннем возрасте, в другой — нет. На основе многолетнего наблюдения за этими группами и их анализа мы могли бы сказать об однозначном вреде или безвредности академического образования для дошкольников. Пока же вопрос об опасности чтения и счета остается открытым.
В этом месте не помешало бы поразмышлять, почему таких исследований до сих пор нет. Или, если они есть, почему ни психологи, ни педагоги, ни другие специалисты о них не знают, по крайней мере, так ответили мне несколько опрошенных мной экспертов (среди них были и те, кто во вреде академического образования в раннем возрасте не сомневается). В конце концов, что это за шаманская фраза «многократно эмпирически доказано» в научном тексте? Один из опрошенных мною экспертов — профессор, доктор психологических наук Юрий Владимирович Микадзе — объяснил отсутствие эмпирических исследований этическими соображениями: «Эмпирические доказательства предполагают проведение эксперимента, в котором детей 2-3 лет обучают счету и чтению, а затем отслеживают особенности их психического развития. Проведение экспериментов, результаты которых нельзя оценить с точки зрения нанесения возможного вреда психическому развитию ребенка, не этичны». Мне это объяснение не кажется убедительным, так как детей, которых дома или на кружках учат читать и считать в два-три года, воз и маленькая тележка. Не нужно никого специально учить, достаточно исследовать тех, кого и без всякого научного эксперимента обучают. Среди зарубежных научных публикаций есть немало работ, посвященных раннему обучению детей: как правило, они пытаются ответить на вопрос эффективности этого обучения и применяемых методик, а вот работ, посвященных изучению безопасности этого обучения, почему-то нет. По крайней мере, пролистав несколько десятков страниц в Google Scholar, мне ничего подобного найти не удалось. Может, все дело в том, что никому не приходит в голову усомниться в безопасности обучения? Возможно, основания для опасений по поводу чтения в раннем возрасте не достаточно убедительны, чтобы вдохновить научное сообщество на масштабные исследования? Ведь никто же не будет доказывать, действительно ли Волга впадает в Каспийское море — это просто глупо и неинтересно. Но это все размышления: почему таких нужных исследований нет, мы можем только гадать. Другое дело, что если мы знаем точно, что эти занятия можно безболезненно отложить, то есть ли смысл рисковать благополучием собственного ребенка?
Тревожные наблюдения
Не только предупреждения психологов и нейропсихологов стали причиной негативного отношения к раннему развитию. Родители и педагоги делятся наблюдениями, что современные дети значительно отличаются от предыдущих поколений, и часто не в лучшую сторону. Марьям Безрук