Город Иланский - город в России, административный центр Иланского района Красноярского края. Город расположен на реке Иланка (правый приток Кана), в 279 км от Красноярска. Парк и искусственное озеро (заложены в 1939). Развитие получил в 1894 в связи со строительством железной дороги. Рабочий посёлок Иланский с 7.01.1929 г. В 1939 г. преобразован в горо
Код ОКАТО: 04218501
Основан: 1645
Поселок городского типа с: 1929
Город с: 1939
Отклонение от московского времени, часы: 4
Географическая широта: 56°14'
Географическая долгота: 96°04'
Высота над уровнем моря, метров: 280
Образование в городе Иланский
В городе имеются ряд среднеспециальных, общеобразовательных и дошкольных учреждений. Учреждений высшего профессионального образования в городе нет, поэтому будущие студенты едут поступать в другие города.
Экономика города Иланский
Завод железобетонных изделий;
Крупные предприятия ж.д. транспорта;
Лесообрабатывающие предприятия;
Сельское хозяйство;
История города Иланский
Основан в 1645 как деревня Иланская. Название по расположению на р. Иланка. Гидроним от имени местного князька Иланка (искажённое Оилана), род которого жил в этих местах. В апреле 1733 года Сенат издал указ о строительстве Сибирско-Московского тракта. С этой датой и этим документом надо связывать историю возникновения поселения на месте нынешнего города Иланского.
Дороги - тонкие нити, связывающие воедино глухой и обширный край- давали новую жизнь. От Томска до Иркутска реконструкция тракта велась под руководством капитана-командора Витуса Беринга. В 1734 году Беринг обследовал отрезок тракта Красноярск-Канск-Тулун и сделал распоряжение по его устройству, наметил места одиннадцати почтовых станцов, шесть из них восточнее Кана. На них полагалось строить дом для проезжающих и избу для ямщиков с амбаром и сеновалом. Одним из таких станцов и стало поселение у речки Иланки.
В 1894 г. в связи со строительством Транссибирской магистрали в пяти верстах от с. Иланского началось строительство депо и станции. При станции Иланской возник поселок. Изменился хозяйственный уклад с. Иланского (совр. название Старая Илань): возникли промыслы, связанные с железной дорогой (заготовка леса для шпал и построек, выжигание древесного угля для кузниц станции).
В начале ХХ века Иланская являлась одним из немногих пока в Сибири пролетарских центров революционной борьбы. Рабочие-железнодорожники ст. Иланской играли значительную роль в революционном движении и активно участвовали во всех политических выступлениях и забастовках, были активными участниками первой русской революции 1905-1907 гг. 12 января 1906 г. рабочие депо ст. Иланской подверглись жестокой расправе со стороны карательного отряда генерала Меллера-Закомельского, который назвал станцию «Гнездом революционеров». В декабре 1918 г. иланские рабочие вместе с рабочими Канска приняли активное участие в вооруженном восстании против колчаковцев, которое было жестоко подавлено белогвардейцами. Сохранилось несколько памятников и памятных мест, связанных с этими событиями.
Паровоз на станции Иланская
В 1920-1930-х гг. иланцы - активные участники социалистического строительства. Из паровозного депо выделен самостоятельный вагонный участок со своими ремонтными мастерскими, построены новые производственные цехи, полностыо восстановлен железнодорожный путь. В 1930-х годах иланские железнодорожники установили ряд стахановских рекордов (Б. Рыдзевский, Л. Петров, В. Поносов, Белоусов и др.). В память о трудовых подвигах иланских машинистов-стахановцев на привокзальной площади г. Иланского установлен паровоз марки ЭМ.
В 1941-1945 гг. тысячи иланцев сражались с врагом на фронтах Великой Отечественной войны многие из них награждены орденами и медалями, а А. К. Корнеев, В. И. Шабалин, А. С. Александров, И. И. Крюк были удостоены звания Героя Советского Союза.
К концу войны район оказался в тяжелых условиях, особенно колхозы. Стало интенсивно развиваться приусадебное хозяйство и коллективное садоводничество. В хозяйствах района началась всеобщая механизация, с 1950 по 1970 год проводилась работа по укрупнению колхозов и сельсоветов. К 1970 году в районе осталось 8 колхозов из 69 и 9 сельских Советов, горсовет и райсовет. В 1960-1980-е годы активно ведется строительство школ, детских садов, магазинов, комплексных приемных и фельдшерских пунктов, объектов сельскохозяйственного назначения и жилья. В Иланском в эти годы построено здание железнодорожного вокзала, Дворца культуры железнодорожников, завода ЖБИ, молочного завода, хлебозавода, швейной фабрики, дома быта.
Труженики района активно участвовали в сельскохозяйственных выставках ВДНХ. Больших успехов добились колхоз-миллионер ордена Ленина «Красный хлебороб» (председатель Б. К. Толасов) и ордена Октябрьской революции им. VII съезда Советов (председатель В. П. Усс). За большой вклад в развитие сельскохозяйственного производства Толасову Борису Константиновичу, Уссу Виктору Петровичу, Миронову Василию Владимировичу было присвоено высокое знание Героя Социалистического труда.
Герб города Иланский - информация не найдена
|
Флаг города Иланский - информация не найдена
|