Мы в соц сетях:
Группа Вконтакте |
Контакты:
Адрес: Красноярск, Алексеева, 13Б
Телефоны: +73912026005, +73912026007, +73912069688, +73912906698
Расписание:
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
Официальный сайт сфера-труда24.рф
О нас:
Группа компаний «Сфера труда24» имеет опыт работы в сфере услуг по охране труда более 15 лет.
Предлагаем сотрудничество по следующим направлениям:
• аутсорсинг по охране труда (выполнение функций инженера по охране труда/службы охраны
труда);
• аудит системы охраны труда и кадровой работы;
• расследование несчастных случаев;
• восстановление кадровой документации, постановка и ведение кадрового учета;
• подготовка предприятий к проверкам органами надзора и контроля;
• проведение специальной оценки условий труда;
• производственный контроль;
• организация обучения руководителей и специалистов ОТ,ПБ,ПТМ и др.;
• информационно – консультационное сопровождение по вопросам трудового законодательства, проведение семинаров, информационных часов;
• информационное сопровождение на страницах Журнала «Социальное партнёрство. Практика региона» (очерки, статьи, комментарии).
Предлагаем сотрудничество по следующим направлениям:
• аутсорсинг по охране труда (выполнение функций инженера по охране труда/службы охраны
труда);
• аудит системы охраны труда и кадровой работы;
• расследование несчастных случаев;
• восстановление кадровой документации, постановка и ведение кадрового учета;
• подготовка предприятий к проверкам органами надзора и контроля;
• проведение специальной оценки условий труда;
• производственный контроль;
• организация обучения руководителей и специалистов ОТ,ПБ,ПТМ и др.;
• информационно – консультационное сопровождение по вопросам трудового законодательства, проведение семинаров, информационных часов;
• информационное сопровождение на страницах Журнала «Социальное партнёрство. Практика региона» (очерки, статьи, комментарии).
Из нашей жизни:
Дата: 15 Декабря 2016
Разрешительная документация.
Дата: 28 Июня
Письмо Роструда от 28.02.2017 № ТЗ/942-03-3
Роструд дал разъяснения о проведении обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра работниками, занятыми на работе с ПЭВМ не менее 50% рабочего времени: при наличии результатов СОУТ или действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждающих оптимальные или допустимые условия труда на рабочем месте по данному фактору, у работодателя не возникает обязанности направить работника для прохождения обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Роструд дал разъяснения о проведении обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра работниками, занятыми на работе с ПЭВМ не менее 50% рабочего времени: при наличии результатов СОУТ или действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждающих оптимальные или допустимые условия труда на рабочем месте по данному фактору, у работодателя не возникает обязанности направить работника для прохождения обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Дата: 21 Июня
Задолженность по заработной плате
Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 14 декабря 2016 г. N 1313-ПР
Роструд разработал Рекомендации федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении мер по погашению задолженности по заработной плате.
Чиновники подготовили отдельные перечни мер реагирования на соответствующие нарушения, выявленные в рамках ведомственного контроля и при осуществлении мониторинга в отношении работодателей, относящихся к сфере деятельности органа исполнительной власти, но не являющихся подведомственными организациями. Особое внимание Роструд предлагает уделять информации о следующих фактах:
— невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам;
— установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством. При этом необходимо учитывать как установленный федеральный МРОТ, так и установленный минимальный размер оплаты труда региональными и иными соглашениями, действующими на определенных территориях или в определенной сфере трудовых отношений;
— отсутствие сроков выплаты заработной платы в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре (при наличии такового), трудовом договоре или установление таких сроков в нарушение законодательства. Так, нарушением части шестой ст. 136 ТК РФ будет являться установление срока выплаты заработной платы один раз в месяц, установление сроков выплаты заработной платы периодом (например, не позднее 10 и 25 числа) и др. Заявление работника о согласии получать заработную плату 1 раз в месяц не освобождает работодателя от ответственности;
— невыплата расчета при увольнении;
— неоплата работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
— недоплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Кроме того, Роструд составил список документов, подлежащих рассмотрению в ходе ведомственного контроля, а также дал отдельные комментарии по требованиям к их содержанию. Так, например, указано на недопустимость при установлении тарифной ставки или оклада (должностного оклада) в трудовом договоре делать ссылку лишь на штатное расписание без указания конкретного размера тарифной ставки или оклада.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. N 60-АПГ16-15
Согласно статье 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ по смыслу приведенной нормы замена части отпуска денежной компенсацией при наличии соответствующего письменного заявления работника является правом, а не обязанностью работодателя.
Аналогичный вывод содержится в письмах Роструда от 01.03.2007 N 473-6-0 и от 08.06.2007 N 1921-6.
Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 14 декабря 2016 г. N 1313-ПР
Роструд разработал Рекомендации федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении мер по погашению задолженности по заработной плате.
Чиновники подготовили отдельные перечни мер реагирования на соответствующие нарушения, выявленные в рамках ведомственного контроля и при осуществлении мониторинга в отношении работодателей, относящихся к сфере деятельности органа исполнительной власти, но не являющихся подведомственными организациями. Особое внимание Роструд предлагает уделять информации о следующих фактах:
— невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам;
— установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством. При этом необходимо учитывать как установленный федеральный МРОТ, так и установленный минимальный размер оплаты труда региональными и иными соглашениями, действующими на определенных территориях или в определенной сфере трудовых отношений;
— отсутствие сроков выплаты заработной платы в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре (при наличии такового), трудовом договоре или установление таких сроков в нарушение законодательства. Так, нарушением части шестой ст. 136 ТК РФ будет являться установление срока выплаты заработной платы один раз в месяц, установление сроков выплаты заработной платы периодом (например, не позднее 10 и 25 числа) и др. Заявление работника о согласии получать заработную плату 1 раз в месяц не освобождает работодателя от ответственности;
— невыплата расчета при увольнении;
— неоплата работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
— недоплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Кроме того, Роструд составил список документов, подлежащих рассмотрению в ходе ведомственного контроля, а также дал отдельные комментарии по требованиям к их содержанию. Так, например, указано на недопустимость при установлении тарифной ставки или оклада (должностного оклада) в трудовом договоре делать ссылку лишь на штатное расписание без указания конкретного размера тарифной ставки или оклада.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. N 60-АПГ16-15
Согласно статье 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ по смыслу приведенной нормы замена части отпуска денежной компенсацией при наличии соответствующего письменного заявления работника является правом, а не обязанностью работодателя.
Аналогичный вывод содержится в письмах Роструда от 01.03.2007 N 473-6-0 и от 08.06.2007 N 1921-6.
Дата: 11 Мая
Дата: 10 Мая
Прокуратура защищает предпринимателей
27—28 апреля 2017 года прошел Второй открытый форум прокуратуры Красноярского края, посвященный вопросам защиты прав предпринимателей.
«Защита прав предпринимателей — тема, связанная со многими проблемами, — отметил Михаил САВЧИН, прокурор Красноярского края.
— Я хочу обратиться ко всем добросовестным предпринимателям: чтобы преодолеть проблемы в этой сфере, нужно не бояться защищать свои права в установленном законом порядке. Есть способы и возможности это делать. Органы прокуратуры на территории края, прокуроры на местах сориентированы мною на то, чтобы защищать права добросовестных предпринимателей. Не требует дополнительных доказательств тезис о том, насколько важно развитие предпринимательства для всех нас. Это и пополнение бюджета за счет налоговых поступлений, и занятость населения, развитие региональной экономики, инфраструктуры, качества оказываемых населению услуг».
В рамках форума обсуждались вопросы внедрения риск-ориентированного подхода к осуществлению государственного контроля, эффективности реализуемых программ поддержки предпринимательства, открытости деятельности органов власти и местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг, технологического присоединения объектов бизнеса к сетям коммунальной инфраструктуры, нарушения прав хозяйствующих субъектов в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Прокурор края отметил, что тема коррупции в регионе стоит достаточно остро. Анонимное анкетирование предпринимателей, проведенное надзорным органом накануне форума, показало, что 12,5 процента бизнесменов заявляют о случаях вымогательства взяток либо у них лично, либо у их знакомых со стороны чиновников либо представителей контролирующих органов.
Еще одна проблема, которую обсуждали участники форума, — несвоевременная оплата заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Органы прокуратуры по поручению президента России с июля 2015 года защищают право предпринимателей вовремя получать средства за поставленные товары или оказанные услуги. Незаконные отсрочки платежей по контрактам зачастую происходили по вине недобросовестных чиновников. В результате принятых мер прокурорского реагирования на территории края заказчиками выплачено 1,4 млрд рублей.
В целом за три месяца 2017 года органами прокуратуры края выявлено более 2,5 тысячи нарушений, затрагивающих права хозяйствующих субъектов. С целью их устранения опротестовано 225 правовых актов, внесено 222 представления об устранении нарушений, более 70 должностных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности.
Участники форума активно делились не только опытом работы в сфере защиты прав предпринимателей, но и спорили по отдельным правовым вопросам, предлагали свои инструменты и правовые механизмы решения проблем, направленные на реальное устранение нарушений прав субъектов малого бизнеса.
27—28 апреля 2017 года прошел Второй открытый форум прокуратуры Красноярского края, посвященный вопросам защиты прав предпринимателей.
«Защита прав предпринимателей — тема, связанная со многими проблемами, — отметил Михаил САВЧИН, прокурор Красноярского края.
— Я хочу обратиться ко всем добросовестным предпринимателям: чтобы преодолеть проблемы в этой сфере, нужно не бояться защищать свои права в установленном законом порядке. Есть способы и возможности это делать. Органы прокуратуры на территории края, прокуроры на местах сориентированы мною на то, чтобы защищать права добросовестных предпринимателей. Не требует дополнительных доказательств тезис о том, насколько важно развитие предпринимательства для всех нас. Это и пополнение бюджета за счет налоговых поступлений, и занятость населения, развитие региональной экономики, инфраструктуры, качества оказываемых населению услуг».
В рамках форума обсуждались вопросы внедрения риск-ориентированного подхода к осуществлению государственного контроля, эффективности реализуемых программ поддержки предпринимательства, открытости деятельности органов власти и местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг, технологического присоединения объектов бизнеса к сетям коммунальной инфраструктуры, нарушения прав хозяйствующих субъектов в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Прокурор края отметил, что тема коррупции в регионе стоит достаточно остро. Анонимное анкетирование предпринимателей, проведенное надзорным органом накануне форума, показало, что 12,5 процента бизнесменов заявляют о случаях вымогательства взяток либо у них лично, либо у их знакомых со стороны чиновников либо представителей контролирующих органов.
Еще одна проблема, которую обсуждали участники форума, — несвоевременная оплата заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Органы прокуратуры по поручению президента России с июля 2015 года защищают право предпринимателей вовремя получать средства за поставленные товары или оказанные услуги. Незаконные отсрочки платежей по контрактам зачастую происходили по вине недобросовестных чиновников. В результате принятых мер прокурорского реагирования на территории края заказчиками выплачено 1,4 млрд рублей.
В целом за три месяца 2017 года органами прокуратуры края выявлено более 2,5 тысячи нарушений, затрагивающих права хозяйствующих субъектов. С целью их устранения опротестовано 225 правовых актов, внесено 222 представления об устранении нарушений, более 70 должностных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности.
Участники форума активно делились не только опытом работы в сфере защиты прав предпринимателей, но и спорили по отдельным правовым вопросам, предлагали свои инструменты и правовые механизмы решения проблем, направленные на реальное устранение нарушений прав субъектов малого бизнеса.
Дата: 28 Апреля
Всероссийская Неделя охраны труда.
10-14 апреля 2017 г. в Сочи прошла ежегодная Всероссийская Неделя охраны труда. 150 мероприятий на 22 площадках — организаторы Всероссийской недели постарались охватить самый широкий спектр вопросов в сфере промышленной безопасности и охраны труда.
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
В рамках Недели прошло совещание с государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации, на котором выступил директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий КОРЖ.
По его словам, Минтрудом России утверждена программа пересмотра (разработки) правил по охране труда на 2016—2018 годы, которой предусмотрено принятие 24 правил по охране труда. Приоритеты в издании и актуализации действующих правил устанавливаются исходя из фактического уровня производственного травматизма в отдельных видах экономической деятельности, состояния условий и охраны труда. При разработке правил по охране труда учитывается так называемый «рейтинг травматизма», то есть в первую очередь правила по охране труда разрабатываются для тех видов экономической деятельности, в которых фиксируется максимальный уровень травматизма.
Он также сообщил, что в соответствии с федеральным законом от 3 июля 2016 года № 277-ФЗ по совершенствованию надзорной деятельности с 1 июля 2017 года невозможно будет проверять нормы, которые установлены советским законодательством.
«С 1 июля 2017 года все советские акты, ранние российские акты, акты РСФСР входят в стоп-лист. Проверять их нельзя, за редким исключением. Сейчас готовится законопроект, ряд актов будут выведены из-под этого запрета, в частности, связанные с Крайним Севером, с досрочными пенсиями и т.д. Для того, чтобы актуализировать и издавать современные правила, мы поставили себе задачу несколько расчистить правовое поле — это облегчает жизнь и работодателям, и вам, как надзору в сфере труда. Порядка 106 советских актов были признаны недействующими на территории Российской Федерации», — рассказал руководитель департамента.
КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА
В рамках круглого стола участники ВНОТ обсудили изменения правил по охране труда, вступивших в силу в прошлом году. На сегодняшний день в России действует 101 правило по охране труда, куда включены как отраслевые, так и межотраслевые пункты. Однако, как показывает современная практика, разработанных стандартизированных пунктов оказывается недостаточно, чтобы обеспечить безопасность на особых предприятиях, таких как, например, энергетическая промышленность. По словам начальника отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России Екатерины Кузнецовой, в таких случаях руководство должно прорабатывать правила в индивидуальном порядке: «Министерство труда чётко говорит, что если нет каких-то видов работ в правилах, а на практике они есть, не надо искать их в стандартах. Их стоит утверждать собственным локальным актом».
Такая тенденция обусловлена ещё и тем, что правила по охране труда совершенствуются и создаются параллельно с процессом внедрения инноваций в ту или иную отрасль производства или промышленности. Однако главный критерий, которому должны соответствовать все нововведения — это сохранение жизни и здоровья кадров.
ЦЕЛЬ — НУЛЕВОЙ ТРАВМАТИЗМ
В России наблюдается тенденция снижения количества работников, занятых во вредных условиях труда. Об этом сообщил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин на стратегической пленарной сессии «Формирование культуры безопасности — будущее сферы охраны труда». Максим Топилин рассказал, что с начала введения процедуры специальная оценка условий труда проведена на более чем 10 млн рабочих мест, на которых занято свыше 14 млн работников.
«Мы видим, что сначала в результате спецоценки даже росло количество рабочих мест с опасными и вредными условиями труда. Это как говорят врачи: «идет выявляемость». Прошлый год показал, что показатель стал снижаться. Это означает, что все-таки экономические стимулы играют роль и дают результат», — отметил министр.
Максим Топилин также рассказал, что в последние годы в Российской Федерации сложилась устойчивая тенденция снижения уровня производственного травматизма. В 2016 году количество несчастных случаев на производстве снизилось на 7 %, тяжелые несчастные случаи уменьшились почти на 25 %, число погибших сократилось на 12 % (снижение с 2 089 человек в 2015 году до 1 832 человек в 2016 году). В целом за последние пять лет количество погибших на производстве уменьшилось на 39 %.
«Мы достигли неплохих результатов с точки зрения этих показателей. Действительно, они находятся на среднеевропейском уровне. Если брать 15 развитых европейских стран Евросоюза, то это сопоставимые показатели. Мы даже чуть-чуть лучше. Мы находимся на уровне самых развитых, самых продвинутых стран в этом отношении», — отметил Максим Топилин.
Согласно методике Международной организации труда (учет погибших на 100 тыс. занятых в экономике) в 2016 году в Российской Федерации расчетный показатель составил 2,54 погибших, что в целом соответствует среднему уровню смертельного травматизма в странах ЕС (Германия — 2,5; ЕС-15 — 2,85; ЕС-27 — 3,63) и существенно ниже показателей стран БРИКС (Бразилия — 16,14; Индия — 9,93; Китай — 13,18; ЮАР — 16,4).
По словам министра, необходимо стремиться к нулевому травматизму, и ведомство ставит перед собой такую цель. Он также отметил, что в последнее время значительно были увеличены выплаты по несчастным случаям со смертельным исходом до 1 млн рублей. «Я хочу напомнить, что за этот период во все практически отраслевые законодательства были внесены нормы о том, что компенсации выплачивают страховые компании. Раньше нам приходилось каждый раз, когда что-то происходило, садиться за стол переговоров, договариваться с работодателями или просить регионы в этом участвовать. Сейчас это работает в автоматическом режиме», — рассказал Максим Топилин.
При этом он обратил внимание на то, что законодательство по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний практически не работает в части выявляемости профзаболеваний.
«Если нам удастся сформулировать и создать такие страховые механизмы, которые бы побуждали работодателя и работника заниматься тем влиянием, которое оказывается на здоровье человека в результате его работы на самых-самых ранних стадиях, тогда мы сможем купировать все риски. Мы сможем и категорически изменить показатели смертности, заболеваемости и мы сможем дать экономический механизм для этого, — сказал он. — Потому что если работники не болеют, то работодателю не надо иметь еще 10 % численности для того, чтобы подстраховывать производственный процесс. Это огромная экономия для всех. С одной стороны, это сбережение здоровья человека, его длинная трудовая жизнь, а с другой стороны, это снижение издержек работодателей».
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Ярким мероприятием ВНОТ-2017 стала панельная дискуссия «Концепция «нулевого травматизма». Насколько применим международный опыт в России».
«Главное, чему нам следует научиться у западных коллег — это внедрение эффективных образовательных программ, — считает председатель Нефтегазстройпрофсоюза России Александр Корчагин. — Простой пример: по статистике, главной причиной смертей в результате ДТП являются не сами травмы, а неквалифицированная помощь, задержка скорой помощи и отсутствие оказания первой помощи очевидцами происшествия. Таким образом, необходимо сделать упор на качественное обучение работников навыкам оказания первой помощи. У нас же ситуация такова, что отсутствуют даже требования к инструкторам по охране труда и очень слабо реализованы образовательные программы в данной сфере. Мало расследовать несчастные случаи, необходимо сделать так, чтобы они не могли произойти ни технически, ни идеологически, а для этого надо менять сознание руководителей и работников».
«Для достижения эффекта «ноль травм» все средства хороши, – добавляет заместитель директора по операционной деятельности по вопросам промышленной и экологической безопасности и охраны труда ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» Виталий Дмитрук. — Почему у японцев производительность труда в 6-7 раз выше? Разве у них в 4 раза больше рук? Как ни крути, а причина большинства происшествий кроется в системе менеджмента. Японцы активно используют творческий потенциал работников для внедрения лучших практик, а также искусно мотивируют людей к повышению культуры безопасности. Если мы будем рассматривать не только травмы, но и микротравмы, если будем анализировать даже то, что ещё не произошло, если завод станет для работника родной семьёй, если он будет испытывать гордость за то, что его цех — лидер по безопасности, то мы достигнем минимума травм». Также докладчик рассказал о важности фильтрации людей по поведенческим признакам, в частности, о практике психометрического тестирования для выявления лиц с повышенным риском опасного поведения, которая применяется на предприятии «Тольяттиазот». Тестирование и фильтрация помогают корректировать обычные бытовые стрессы у работников и не допускать некоторых сотрудников к работе на опасном производственном объекте.
«Сколько бы приказов мы не издавали, сколько бы санкций не накладывали, всё это бесполезно, пока мы не убедим работников и руководителей личным примером, — убеждён начальник департамента промышленной, экологической безопасности, охраны труда и гражданской защиты (БРД) ПАО «Газпром нефть» Павел Захаров. — Если из 15 пассажиров в автобусе пристёгивается только 5, то что можно сказать о культуре безопасности, которую мы несём? Поэтому давайте начнём с себя. Кроме того важно, чтобы генеральные директора предприятий, так же, как и на Западе, были не только заинтересованы в реализации проектов повышения безопасности труда, но и вовлечены в них лично. Это уже половина успеха».
ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Какие стратегии нужно применять для развития культуры безопасности, какие меры необходимы на государственном уровне? Этим опытом в ходе пленарной сессии «Формирование культуры безопасности — будущее сферы охраны труда» поделились представители международных организаций, ведущие мировые эксперты.
Об опыте Китая рассказал заместитель Министра трудовых ресурсов и социального обеспечения Цю Сяопин. Он отметил, что Китай прошел довольно продолжительный путь к снижению травматизма и развитию культуры безопасности. Для этого была сформирована нормативная база системы охраны труда и даже внесены изменения в Конституцию страны. Руководство страны в первую очередь было сосредоточено на обучении работников и внедрении инновационных технологий.
«Мы активно стимулируем такие предприятия, с тем, чтобы новые технологии, новые формы управления активно внедрялись в производство и способствовали снижению неблагоприятных условий труда. Государство оказывает всевозможную поддержку таким предприятиям», — отметил заместитель министра.
Опыт Китая и его успех в улучшении показателей по травматизму, по мнению Цю Сяопин, заключается в единстве трех направлений: профилактика, высокие компетенции и реабилитация. В этой системе обучение и образование работников, повышение правовой грамотной занимает центральное место.
Продолжил дискуссию генеральный секретарь Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) Ханс–Хорст Конколевски Конколевски, который обозначил «золотые правила» концепции нулевого травматизма, которые легли в основу программы Vision Zero, разработанной и внедряемой по всем миру МАСО.
Важным правилом в концепции становится проявления лидерства, вовлеченности и энтузиазма сотрудников в решения вопросов охраны труда и соблюдения правил безопасности. И центральную ключевую роль в этом играют руководители, которые устанавливают стандарты и личным примером демонстрируют культуру безопасного поведения.
По мнению Конколевски, важным в цепочке мероприятий Vision Zero является учет угроз и рисков и дальнейшее планирование и постановка целей на основе риск-ориентированного подхода. Таким образом, страны, в том числе и Россия, которые идут по пути учета риска, выбирают верный путь. Применять самые высокие стандарты и не бояться этого, стремиться к самому лучшему — это также путь успеха. Но самым главным должно стать повышение квалификаций и образование сотрудников. Это всегда лежит в основе культуры безопасного поведения.
ПРОФИЛАКТИКА, А НЕ ЛЕЧЕНИЕ
В России должна быть кардинально изменена парадигма реабилитации, она должна начинаться с профилактики, а не с лечения последствий. Об этом говорили на панельной дискуссии, прошедшей в рамках ВНОТ и посвященной современным методам реабилитации.
94 % реабилитационных мероприятий — это лекарственное и санаторно-курортное лечение. Сократить расходы на них можно, уверены специалисты в области здравоохранения, сделав акцент на раннем выявлении профессиональных заболеваний. Доцент ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России Ольга Иштерякова: «Для достижения цели длительного сохранения трудоспособности наших работников рекомендуется при формировании контингента для предупредительных мер включать лиц из группы риска — это стажированные работники. Также детальное внесение изменений в действующие нормативные документы для утверждения приоритетного предоставления путевок в санаторий для таких контингентных работников, то есть группы риска и лиц с отдельными признаками действия вредных факторов».
Обсудили на совещание и всё чаще встречающееся предложение перейти на европейскую систему, при которой работник выбирает: или реабилитация, которую будет оплачивать фонд социального страхования, и в дальнейшем возврат на работу или выплаты компенсации по частичной потере трудоспособности. Однако, уверены специалисты, в России такую систему вводить рано.
Заведующий кафедрой профпатологии с курсом медико-социальной экспертизы ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России Юрий Горблянский: «Чтобы это реализовать, должна быть изменена парадигма реабилитации в нашей стране полностью. Если в других странах реабилитация проводится до того, как работник станет инвалидом или имеющим определенный процент утраты трудоспособности, у нас в официальных документах это происходит уже тогда, когда работник проходит медико-социальную экспертизу».
10-14 апреля 2017 г. в Сочи прошла ежегодная Всероссийская Неделя охраны труда. 150 мероприятий на 22 площадках — организаторы Всероссийской недели постарались охватить самый широкий спектр вопросов в сфере промышленной безопасности и охраны труда.
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
В рамках Недели прошло совещание с государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации, на котором выступил директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий КОРЖ.
По его словам, Минтрудом России утверждена программа пересмотра (разработки) правил по охране труда на 2016—2018 годы, которой предусмотрено принятие 24 правил по охране труда. Приоритеты в издании и актуализации действующих правил устанавливаются исходя из фактического уровня производственного травматизма в отдельных видах экономической деятельности, состояния условий и охраны труда. При разработке правил по охране труда учитывается так называемый «рейтинг травматизма», то есть в первую очередь правила по охране труда разрабатываются для тех видов экономической деятельности, в которых фиксируется максимальный уровень травматизма.
Он также сообщил, что в соответствии с федеральным законом от 3 июля 2016 года № 277-ФЗ по совершенствованию надзорной деятельности с 1 июля 2017 года невозможно будет проверять нормы, которые установлены советским законодательством.
«С 1 июля 2017 года все советские акты, ранние российские акты, акты РСФСР входят в стоп-лист. Проверять их нельзя, за редким исключением. Сейчас готовится законопроект, ряд актов будут выведены из-под этого запрета, в частности, связанные с Крайним Севером, с досрочными пенсиями и т.д. Для того, чтобы актуализировать и издавать современные правила, мы поставили себе задачу несколько расчистить правовое поле — это облегчает жизнь и работодателям, и вам, как надзору в сфере труда. Порядка 106 советских актов были признаны недействующими на территории Российской Федерации», — рассказал руководитель департамента.
КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА
В рамках круглого стола участники ВНОТ обсудили изменения правил по охране труда, вступивших в силу в прошлом году. На сегодняшний день в России действует 101 правило по охране труда, куда включены как отраслевые, так и межотраслевые пункты. Однако, как показывает современная практика, разработанных стандартизированных пунктов оказывается недостаточно, чтобы обеспечить безопасность на особых предприятиях, таких как, например, энергетическая промышленность. По словам начальника отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России Екатерины Кузнецовой, в таких случаях руководство должно прорабатывать правила в индивидуальном порядке: «Министерство труда чётко говорит, что если нет каких-то видов работ в правилах, а на практике они есть, не надо искать их в стандартах. Их стоит утверждать собственным локальным актом».
Такая тенденция обусловлена ещё и тем, что правила по охране труда совершенствуются и создаются параллельно с процессом внедрения инноваций в ту или иную отрасль производства или промышленности. Однако главный критерий, которому должны соответствовать все нововведения — это сохранение жизни и здоровья кадров.
ЦЕЛЬ — НУЛЕВОЙ ТРАВМАТИЗМ
В России наблюдается тенденция снижения количества работников, занятых во вредных условиях труда. Об этом сообщил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин на стратегической пленарной сессии «Формирование культуры безопасности — будущее сферы охраны труда». Максим Топилин рассказал, что с начала введения процедуры специальная оценка условий труда проведена на более чем 10 млн рабочих мест, на которых занято свыше 14 млн работников.
«Мы видим, что сначала в результате спецоценки даже росло количество рабочих мест с опасными и вредными условиями труда. Это как говорят врачи: «идет выявляемость». Прошлый год показал, что показатель стал снижаться. Это означает, что все-таки экономические стимулы играют роль и дают результат», — отметил министр.
Максим Топилин также рассказал, что в последние годы в Российской Федерации сложилась устойчивая тенденция снижения уровня производственного травматизма. В 2016 году количество несчастных случаев на производстве снизилось на 7 %, тяжелые несчастные случаи уменьшились почти на 25 %, число погибших сократилось на 12 % (снижение с 2 089 человек в 2015 году до 1 832 человек в 2016 году). В целом за последние пять лет количество погибших на производстве уменьшилось на 39 %.
«Мы достигли неплохих результатов с точки зрения этих показателей. Действительно, они находятся на среднеевропейском уровне. Если брать 15 развитых европейских стран Евросоюза, то это сопоставимые показатели. Мы даже чуть-чуть лучше. Мы находимся на уровне самых развитых, самых продвинутых стран в этом отношении», — отметил Максим Топилин.
Согласно методике Международной организации труда (учет погибших на 100 тыс. занятых в экономике) в 2016 году в Российской Федерации расчетный показатель составил 2,54 погибших, что в целом соответствует среднему уровню смертельного травматизма в странах ЕС (Германия — 2,5; ЕС-15 — 2,85; ЕС-27 — 3,63) и существенно ниже показателей стран БРИКС (Бразилия — 16,14; Индия — 9,93; Китай — 13,18; ЮАР — 16,4).
По словам министра, необходимо стремиться к нулевому травматизму, и ведомство ставит перед собой такую цель. Он также отметил, что в последнее время значительно были увеличены выплаты по несчастным случаям со смертельным исходом до 1 млн рублей. «Я хочу напомнить, что за этот период во все практически отраслевые законодательства были внесены нормы о том, что компенсации выплачивают страховые компании. Раньше нам приходилось каждый раз, когда что-то происходило, садиться за стол переговоров, договариваться с работодателями или просить регионы в этом участвовать. Сейчас это работает в автоматическом режиме», — рассказал Максим Топилин.
При этом он обратил внимание на то, что законодательство по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний практически не работает в части выявляемости профзаболеваний.
«Если нам удастся сформулировать и создать такие страховые механизмы, которые бы побуждали работодателя и работника заниматься тем влиянием, которое оказывается на здоровье человека в результате его работы на самых-самых ранних стадиях, тогда мы сможем купировать все риски. Мы сможем и категорически изменить показатели смертности, заболеваемости и мы сможем дать экономический механизм для этого, — сказал он. — Потому что если работники не болеют, то работодателю не надо иметь еще 10 % численности для того, чтобы подстраховывать производственный процесс. Это огромная экономия для всех. С одной стороны, это сбережение здоровья человека, его длинная трудовая жизнь, а с другой стороны, это снижение издержек работодателей».
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Ярким мероприятием ВНОТ-2017 стала панельная дискуссия «Концепция «нулевого травматизма». Насколько применим международный опыт в России».
«Главное, чему нам следует научиться у западных коллег — это внедрение эффективных образовательных программ, — считает председатель Нефтегазстройпрофсоюза России Александр Корчагин. — Простой пример: по статистике, главной причиной смертей в результате ДТП являются не сами травмы, а неквалифицированная помощь, задержка скорой помощи и отсутствие оказания первой помощи очевидцами происшествия. Таким образом, необходимо сделать упор на качественное обучение работников навыкам оказания первой помощи. У нас же ситуация такова, что отсутствуют даже требования к инструкторам по охране труда и очень слабо реализованы образовательные программы в данной сфере. Мало расследовать несчастные случаи, необходимо сделать так, чтобы они не могли произойти ни технически, ни идеологически, а для этого надо менять сознание руководителей и работников».
«Для достижения эффекта «ноль травм» все средства хороши, – добавляет заместитель директора по операционной деятельности по вопросам промышленной и экологической безопасности и охраны труда ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» Виталий Дмитрук. — Почему у японцев производительность труда в 6-7 раз выше? Разве у них в 4 раза больше рук? Как ни крути, а причина большинства происшествий кроется в системе менеджмента. Японцы активно используют творческий потенциал работников для внедрения лучших практик, а также искусно мотивируют людей к повышению культуры безопасности. Если мы будем рассматривать не только травмы, но и микротравмы, если будем анализировать даже то, что ещё не произошло, если завод станет для работника родной семьёй, если он будет испытывать гордость за то, что его цех — лидер по безопасности, то мы достигнем минимума травм». Также докладчик рассказал о важности фильтрации людей по поведенческим признакам, в частности, о практике психометрического тестирования для выявления лиц с повышенным риском опасного поведения, которая применяется на предприятии «Тольяттиазот». Тестирование и фильтрация помогают корректировать обычные бытовые стрессы у работников и не допускать некоторых сотрудников к работе на опасном производственном объекте.
«Сколько бы приказов мы не издавали, сколько бы санкций не накладывали, всё это бесполезно, пока мы не убедим работников и руководителей личным примером, — убеждён начальник департамента промышленной, экологической безопасности, охраны труда и гражданской защиты (БРД) ПАО «Газпром нефть» Павел Захаров. — Если из 15 пассажиров в автобусе пристёгивается только 5, то что можно сказать о культуре безопасности, которую мы несём? Поэтому давайте начнём с себя. Кроме того важно, чтобы генеральные директора предприятий, так же, как и на Западе, были не только заинтересованы в реализации проектов повышения безопасности труда, но и вовлечены в них лично. Это уже половина успеха».
ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Какие стратегии нужно применять для развития культуры безопасности, какие меры необходимы на государственном уровне? Этим опытом в ходе пленарной сессии «Формирование культуры безопасности — будущее сферы охраны труда» поделились представители международных организаций, ведущие мировые эксперты.
Об опыте Китая рассказал заместитель Министра трудовых ресурсов и социального обеспечения Цю Сяопин. Он отметил, что Китай прошел довольно продолжительный путь к снижению травматизма и развитию культуры безопасности. Для этого была сформирована нормативная база системы охраны труда и даже внесены изменения в Конституцию страны. Руководство страны в первую очередь было сосредоточено на обучении работников и внедрении инновационных технологий.
«Мы активно стимулируем такие предприятия, с тем, чтобы новые технологии, новые формы управления активно внедрялись в производство и способствовали снижению неблагоприятных условий труда. Государство оказывает всевозможную поддержку таким предприятиям», — отметил заместитель министра.
Опыт Китая и его успех в улучшении показателей по травматизму, по мнению Цю Сяопин, заключается в единстве трех направлений: профилактика, высокие компетенции и реабилитация. В этой системе обучение и образование работников, повышение правовой грамотной занимает центральное место.
Продолжил дискуссию генеральный секретарь Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) Ханс–Хорст Конколевски Конколевски, который обозначил «золотые правила» концепции нулевого травматизма, которые легли в основу программы Vision Zero, разработанной и внедряемой по всем миру МАСО.
Важным правилом в концепции становится проявления лидерства, вовлеченности и энтузиазма сотрудников в решения вопросов охраны труда и соблюдения правил безопасности. И центральную ключевую роль в этом играют руководители, которые устанавливают стандарты и личным примером демонстрируют культуру безопасного поведения.
По мнению Конколевски, важным в цепочке мероприятий Vision Zero является учет угроз и рисков и дальнейшее планирование и постановка целей на основе риск-ориентированного подхода. Таким образом, страны, в том числе и Россия, которые идут по пути учета риска, выбирают верный путь. Применять самые высокие стандарты и не бояться этого, стремиться к самому лучшему — это также путь успеха. Но самым главным должно стать повышение квалификаций и образование сотрудников. Это всегда лежит в основе культуры безопасного поведения.
ПРОФИЛАКТИКА, А НЕ ЛЕЧЕНИЕ
В России должна быть кардинально изменена парадигма реабилитации, она должна начинаться с профилактики, а не с лечения последствий. Об этом говорили на панельной дискуссии, прошедшей в рамках ВНОТ и посвященной современным методам реабилитации.
94 % реабилитационных мероприятий — это лекарственное и санаторно-курортное лечение. Сократить расходы на них можно, уверены специалисты в области здравоохранения, сделав акцент на раннем выявлении профессиональных заболеваний. Доцент ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России Ольга Иштерякова: «Для достижения цели длительного сохранения трудоспособности наших работников рекомендуется при формировании контингента для предупредительных мер включать лиц из группы риска — это стажированные работники. Также детальное внесение изменений в действующие нормативные документы для утверждения приоритетного предоставления путевок в санаторий для таких контингентных работников, то есть группы риска и лиц с отдельными признаками действия вредных факторов».
Обсудили на совещание и всё чаще встречающееся предложение перейти на европейскую систему, при которой работник выбирает: или реабилитация, которую будет оплачивать фонд социального страхования, и в дальнейшем возврат на работу или выплаты компенсации по частичной потере трудоспособности. Однако, уверены специалисты, в России такую систему вводить рано.
Заведующий кафедрой профпатологии с курсом медико-социальной экспертизы ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России Юрий Горблянский: «Чтобы это реализовать, должна быть изменена парадигма реабилитации в нашей стране полностью. Если в других странах реабилитация проводится до того, как работник станет инвалидом или имеющим определенный процент утраты трудоспособности, у нас в официальных документах это происходит уже тогда, когда работник проходит медико-социальную экспертизу».
Дата: 14 Апреля
«…Мудрое распределение времени есть основа для деятельности…»
Ян Амос Коменский
Ян Амос Коменский
Дата: 10 Апреля
Дата: 6 Апреля
Минтруд России предупреждает организации дорожного хозяйства.
Письмо Минтруда России №14-4/10/В-1819 от 10.03.2017.
Заключено Дополнительное соглашение № 1 о продлении на 2017-2019 годы действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014-2016 годы и внесении в него изменений и дополнений между Федеральным дорожным агентством,
Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» и Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства».
В письме предлагается в соответствии с частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации работодателям организаций дорожного хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему. При этом подчеркивается, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования письма (размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ 22.03.2017) в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Письмо Минтруда России №14-4/10/В-1819 от 10.03.2017.
Заключено Дополнительное соглашение № 1 о продлении на 2017-2019 годы действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014-2016 годы и внесении в него изменений и дополнений между Федеральным дорожным агентством,
Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» и Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства».
В письме предлагается в соответствии с частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации работодателям организаций дорожного хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему. При этом подчеркивается, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования письма (размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ 22.03.2017) в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Дата: 30 Марта