Актуальность обсуждения судьбы инженерного образования в России определяется уже тем фактом, что, по экспертным оценкам, оно находится на 63 месте из 133 существующих в мире. Одна из самых тяжелых проблем - непривлекательность инженерного труда в обществе. Сегодня гораздо более престижными считаются гуманитарные профессии. Средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступающих на технические специальности, в среднем в два раза ниже, чем у тех, кто поступает, например, на журналистику или юриспруденцию.
Дискуссия «Образование. Карьерные линии молодежи» проходила в рамках IX Красноярского экономического форума. Участники обсудили актуальные вопросы развития инженерного образования в России: в какой степени подготовка современного инженера должна сочетаться с фундаментальными исследованиями и развитием предпринимательских навыков, на какой рынок труда необходимо ориентироваться - внутренний или глобальный и другие.
По словам министра образования и науки Красноярского края Вячеслава Башева сегодня в регионе проводится большая работа по решению проблемы развития инженерного образования. Приоритеты экономического развития обозначают спрос на инженерные кадры для ряда отраслей - цветная металлургия, космические и телекоммуникационные технологии, нефтегазовая отрасль, энергетика, лесная промышленность. В Красноярском крае ведется работа по привлечению студентов на технические специальности: дополнительные стипендии, предоставление рабочих мест еще до окончания обучения, развитие сети высокотехнологичных центров профессионального образования, грантовая поддержка, программы прикладного бакалавриата.
«Речь должна идти о более сильной роли регионов - не только в определении контрольных цифр набора в вузы, а вообще, в той политике, которую ведут университеты», - отметил Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики.
Сегодня со стороны многих работодателей отсутствуют четкие квалификационные требования к специалистам. Нет четкой картины сколько и каких специалистов необходимо готовить. В учебных программах вузов уделяется недостаточное внимание практике студентов.
Модернизация инженерного образования нуждается в инвестициях, учитывая, что подготовка инженеров является самой наукоемкой из всех сфер образования. Участники панельной дискуссии высказали мнение, что упадок инженерного образования - проблема глобальная. С ней сталкиваются не только Российские вузы, но и вузы Европы и Америки.
Выход из сложившейся ситуации ректор Сибирского федерального университета, академик РАН Евгений Ваганов видит в выстраивании интегральных связей как с российским бизнесом, так и с европейским инженерным сообществом. Необходимо, объединив усилия образовательного сообщества, обсудить с бизнесом так называемые профессиональные компетенции.